Кубанский государственный университет

Филиал в г. Славянске-на-Кубани

Правопреемник Славянского-на-Кубани государственного педагогического института


Объявления
Образовательные ресурсы

Импакт-фактор российских научных журналов



/ ФАКУЛЬТЕТЫ / ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / 11. НОВОСТИ

Горы. Море. Дорога Победы!

В период с 14 по 18 мая 2019 года группа студентов нашего филиала приняла участие в туристическом походе «Горы. Море. Дорога Победы». Маршрут похода проходил по территории Абинского и Новороссийского районов,  именно в этих местах шли ожесточённые боевые действия на Западном Кавказе в годы войны. Нам предстояло в течение четырёх дней пройти горными тропами по местам, где рота 322-го батальона морской пехоты под командованием Героя Советского Союза, Василия Григорьевича Миловатского мужественно сражаясь, не сделала ни шагу назад.

Мы, студенты второго курса факультета педагогики, психологии и физической культуры, профиль «Физическая культура», под руководством Полянских Александра Витальевича и Светланы Борисовны, предварительно прошли как теоретическую, так и практическую подготовку по дисциплине «Туризм и спортивное ориентирование». В течение учебного семестра на лекционных и практических занятиях изучали классификацию походов по средствам передвижения; специфику разных видов туризма; учились определять признаки плохой и хорошей погоды и способы топографической привязки на местности; обучались вязке туристических узлов и установке базового палаточного лагеря.

Проверкой уровня сформировавшихся знаний, умений, и навыков должен был стать итоговый многодневный туристический поход. Как было сказано выше, помимо спортивного экспедиция носила и историко - патриотическое направление, поэтому много времени при подготовке было посвящено хронологии боевых действий роты Миловатского, местам дислокаций, перемещений и боестолкновений.

14 мая в 8:30 от студенческого клуба №1 участники похода выехали из Славянска-на-Кубани. Проехав Абинск, автобус свернул с трассы на узкую просёлочную дорогу, которая через пару километров вывела на большую поляну, где в тени деревьев возвышался обелиск на месте братской могилы 87 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками (1942-1943 гг).

Возле обелиска нас встретил старший научный сотрудник МБУ «Музей Абинского района»  Перерва Андрей Сергеевич, который рассказал биографию Героя Советского Союза Миловатского В.Г.:

«Миловатский Василий Григорьевич – командир роты 322-го батальона морской пехоты 255-й бригады морской пехоты 56-й армии Закавказского фронта до войны работал школьным преподавателем математики в городе Сталинграде.

С августа 1942 года участвовал в непрерывных оборонительных боях на Кубани, Таманском полуострове и под Новороссийском.

В период с 20 сентября по 12 октября 1942 года рота лейтенанта Василия Миловатского на рубеже между Абинском и ст. Шапсугской отразила 19 вражеских контратак, уничтожив 870 солдат и офицеров противника. В августе-сентябре 1942 года он лично уничтожил 128 солдат и офицеров противника».

После содержательного рассказа и возложения цветов участники экспедиции продолжили поездку. Не доезжая нескольких километров до ст. Эриванской, мы высадились на перевале хребта Грузинка, распределили командное снаряжение, еще раз проверили экипировку и, выстроившись в колонну, начали восхождение на гору Шизе.

Мы шли около часа через лес, прежде чем подобрались к подножью горы.

После этого началось 1,5 часовое восхождение на вершину горы. Шизе – наивысшая точка хребта Грузинка, ее высота достигает 542 метра. Название горы в переводе с адыгейского означает «Одинокий конь». Это прекрасная обзорная точка на окрестности. Во время войны здесь велись ожесточенные сражения. Линия обороны проходила по северному склону хребта. Вершина горы была стратегическим пунктом, и переходила то в одни, то в другие руки. 26 сентября 1942 года части немецкой армии были разгромлены, о чем теперь напоминает обелиск на вершине горы Шизе. Недавно на вершине появился большой крест матросам, солдатам, партизанам, которые сбросили 25-27 сентября 1942 г. фашистов с горы. С этого места, где находился крест, открывался невероятный горный пейзаж, внизу виднелась станица Эриванская.

После приёма пищи и отдыха нас ожидал затяжной спуск с горы по хребту Грузинка.

 Плавно сбрасывая высоту и петляя между деревьями, лесная тропа через час пути вывела в живописную долину реки Абин. Дальнейший путь до базового лагеря лежал через многочисленные поляны, с изобилием полевых цветов; через белые луга альпийской ромашки.

Под вечер мы подошли к скрытой в лесу поляне, где рота под командованием Василия Миловатского останавливалась перед форсированием реки Абин в районе ст. Шапсугской. Здесь и было принято решение установить бивуак, часть студентов принялась устанавливать палатки, другие пошли к ручью набирать воду, остальные занялись заготовкой дров, а девушки – приготовлением ужина.

Мы все единогласно согласились с высказыванием, что нет вкуснее пищи приготовленной в походном котле на костре. Ночь выдалась довольно прохладная, от холода и громкого пения соловьёв в шесть часов утра все собрались возле костра.

Во второй день участникам экспедиции предстояло совершить радиальный поход по окрестностям станицы Шапсугской, взяв с собой воду и провиант, выдвинулись на маршрут, который проходил через многочисленные  луга и поляны, где паслись табуны лошадей.

Форсировав дважды реку Абин, мы вышли к каменному кресту, на котором была высечена история основания станицы Шапсугской.

Станица была основана 9 июня (28 мая по старому стилю) 1863 году на месте Николаевского укрепления, которое было заложено в 1835 году генерал-лейтенантом Алексеем Александровичем Вельяминовым. После этого отправились к роднику для того, чтобы пополнить свои запасы воды. Немного отдохнув, студенты начали строить «живые» пирамиды, которые уже вошли в традицию всех предыдущих походов.

После этого по петляющей лесной тропе мы вышли к слиянию рек Альдеби и Адегой. Сделав привал, вдоволь накупались в кристально чистых водах горной реки.

Заключительный участок дневного маршрута проходил через станицу, в её центре мы увидели крест, расположенный на месте старинной каменной кладке, где в 1835 году в период Кавказской войны генерал-лейтенант А.А. Вельяминов построил Николаевское укрепление - «форт Святого Николая».

К вечеру мы вернулись в базовый лагерь, сделали площадку для футбола и волейбола, проведя остаток дня в играх. Вечером, когда уже стемнело, под алым пламенем костра мы сидели и делились впечатлениями о прошедшем дне.

На третий день был запланирован самый продолжительный и сложный этап экспедиции, который начинался с поездки  на Газ-66  – армейском вездеходе  85-ого года выпуска. Нам предстояло исследовать труднодоступные истоки рек Альдеби и Адегой, берущих начало на хребте Коцехур, и восхождение на Маркхотский перевал в районе поселка Кабардинка. После инструктажа перед поездкой в Газ-66, преодолевая крутые горные подъёмы и спуски, форсируя многочисленные ручьи и реки, мы углублялись все дальше и глубже в лесной массив.

Через час пути по лесным тропам нам встретилась братская могила советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками. На могиле было написано: «Здесь героически погибли в боях за освобождение нашей Родины воины-авиаторы Чурилов Иван Павлович и его боевой друг доныне неизвестный. Апрель 1943 г». К чести поисковиков Абинского ДОСААФ поисковые операции не прекращались, и в прошлом году в канун 75и-летия освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков были найдены останки второго пилота, и установлена его личность-гвардии лейтенант Цыганов Дмитрий Григорьевич.

После возложения цветов мы продолжили свой путь, и через час вновь встретилась братская могила воинам отдельной бригады морской пехоты, павшим в Великой Отечественной войне в 1942 г.. Так как дороги остались далеко позади, на Газ-66 мы продолжили движение к перевалу по высохшему руслу реки, было только направление маршрута в сторону хребта, что предало нашему походу ещё большую интригу. Доехав до первых речных каскадов, начали пешеходный маршрут по реликтовым местам, не тронутым цивилизацией.

 

Пройдя около двух часов, мы вышли к роднику находившемуся у основания перевала, нашему взору открылись просто потрясающие виды: сплетение корневой системы деревьев находившихся на поверхности создавали причудливые узоры и сказочные образы, лесной пейзаж продолжал удивлять красотой.

  

 

Немного отдохнув на роднике и пополнив запас воды, группа совершила заключительный рывок и вышла на вершину перевала на котором гулял порывистый ветер. Нашему взору открылся морской пейзаж, на рейде стояли карабли, внизу как на ладони лежала уютная Кабардинка, справа Цемехская бухта, слева Геленджик.  От картины, которую все увидели, даже захватывало дух, и хотелось даже стать птицей, что парить над всем этим великолепием. Маркотхский хребет в переводе с адыгейского — «ожиновый хребет». Самой высокой точкой Маркотхского хребта является гора Сахарная голова (558 м). Отдохнув на перевале и сделав фотографии, мы выдвинулись в обратный путь.

  

Но дорога назад  преподнесла нам ряд незапланированных сюрпризов и трудностей, от которых наш поход стал еще более колоритным и интересным. Спустившись с перевала и расположившись в кузове Газ-66, мы выдвинулись в базовый лагерь, но на обратном пути вездеход завяз в грязи, из которой нам пришлось его вытягивать при помощи лебёдки. Более трёхсот  метров пришлось пошагово крепить трос от дерева к дереву и лебёдкой автомобиль вытещил себя сам, как барон Мюнхаузен себя и лошадь из болота за волосы. Поздно вечером мы прибыли в лагерь уставшие и безумно счастливые, искупались в реке, поужинали и заснули богатырским сном.

 

 

На следующее утро нас ожидал велокросс на горных велосипедах. После завтрака Андрей Сергеевич Перерва, старший научный сотрудник Абинского музея, провёл инструктаж по технике безопасности и стилю езды по горному рельефу.  Разобрав велосипеды и выстроившись в пелатон, группа начала движение.

 

Первая запланированная остановка состоялась на поляне с огромными дубами, на которой проводятся ежегодные фестивали воздухоплавания. Нашу колонну сопровождал квадрокоптер, снимающий движение группы с высоты птичьего полёта.

 

Через какое то время мы  свернули с трассы, оставив велосипеды по тропе поднялись на высоту где проходили самые ожесточённые бои. Цепи сохранившихся немецких окопов позволяли судить о масштабах и плотности огня. Противник создал хорошо эшелонированную оборону, повалив деревья вниз по склону и скрутив их между собой колючей проволокой, заминировал подходы и заранее пристрелял точки вероятного наступления, что создавало серьёзное препятствие для наступающих морпехов. Поднявшись на вершину, мы увидели три яруса немецких окопов соединённых между собой переходами, что позволяло им скрытно перемещаться. Морякам же приходилось окапываться внизу на открытом, простреливаемом месте, после длительных и драматических боестолкновений, благодаря мужеству и героизму моряков враг был сброшен с высоты.

  

Вернувшись в станицу Шапсугскую, загрузили снаряжение в автобус и выехали в Славянск-на-Кубани.

Мы находились в походе всего четыре дня, но именно эти четыре дня запомнятся нам на долго! Горный ландшафт, чистая река, незабываемая фауна, поездки на военном вездеходе по пересеченной местности, велокросс и пешие походы по руслу реки и многое-многое другое.

Мы, участники туриады, надеемся, что данное мероприятие не будет носить эпизодический характер, а получит логическое продолжение, так как впереди нас ждут новые походы по территории нашей как большой, так и малой Родины, об истории которой хотелось бы узнать как можно больше. За эти дни мы сплотились еще сильнее, приобрели навыки и умения не выживания, а проживания в первородной природной среде. Хотелось бы вновь стать участниками очередной Туриады.

 

 

Студент второго курса,

факультета педагогики, психологии

и физической культуры,

профиль физическая культура                                                                                   Алешичев Петр

 

 

 

 

 

 


2019-06-18