Внеучебная, воспитательная и спортивная работа.
Воспитательная составляющая образовательного процесса.
В филиале ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г.
Славянске-на-Кубани разработана концепция программно-целевого подхода к
проектированию воспитательной деятельности в вузе как технологии подготовки компетентного специалиста и самореализующейся личности. Концепция включает: основные понятия, общие положения, подразделения внеучебной работы, цели и задачи внеучебной работы, основные принципы воспитания студентов, направления воспитательной деятельности, порядок организации внеучебной работы. Основной механизм воспитания через развитие общественных организаций, самоуправления и реализацию творческих способностей студентов.
Суть концепции: целенаправленная координация учебной и внеучебной деятельности преподавателей и студенческих общественных организаций.
При формировании концепции воспитания филиала мы учитывали требования
закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1; Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ;
Декларацию «Зона европейского высшего образования» (Болонская декларация) от 19.06.1999 г.; Национальную доктрину образования в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751; Стратегию модернизации содержания общего образования Министерства образования РФ, 2001 г.; Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением РФ № 1756 от 29.12.2001 г.;
Федеральную целевую программу развития образования на 2006 – 2010 гг.,
утвержденную постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803;
Федеральный проект «Современная модель образования, ориентированная на
решение задач инновационного развития экономики» на период до 2020 года
Минобрнауки РФ от 08.05.2008 г. № 03-946; Концепцию долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662; Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 г. №163-р; Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р. Концепции развития системы воспитания студентов разработана на период профессионального обучения в вузе. В соответствии с концепцией разработана инновационная воспитательная система, направленная на формирование духовно- нравственного потенциала студентов по следующим направлениям: создание условий для развития личности студентов, совершенствование их профессионального самоопределения, сохранение традиций вуза, обогащение воспитательной среды социально-значимыми событиями.
При разработке концепции мы исходили из следующих положений:
1.Основным работодателем наших выпускников является сельская школа.
Полагаем, что сельская школа играет особую социо-культурную роль в населенном
пункте, следовательно функционал сельского учителя значительно отличается от городского. Помимо профессиональных компетенций у будущего специалиста должны быть сформированы социально значимые личностные качества, а это невозможно сделать без создания и реализации единой воспитательной системы вуза;
2. Эффективность реализуемой воспитательной системы зависит в первую очередь от научно-обоснованного планирования воспитательного процесса, его организации и контроля;
3. Привлечение самих участников воспитательного процесса к разработке и
реализации воспитательных программ есть залог успеха в достижении
поставленных воспитательных целей и задач;
4. Достижение основных воспитательных целей и задач невозможно без создания необходимой организационной структуры и инфраструктуры. Развитие воспитательной системы в институте предполагает укрепление внутренних связей между элементами ее структуры, создание единого «воспитательного поля», в котором формируется личность студента. В управлении воспитательной системой филиала можно выделить несколько структурно-организационных уровней. На каждом из них создана воспитательная структура с определенными обязанностями и полномочиями, организующая, координирующая и контролирующая воспитательный процесс на своем уровне:
1. первый уровень - уровень филиала: отдел социальной и воспитательной работы, студенческий и спортивный клубы, Совет по социальной и воспитательной работе;
2. второй уровень - уровень факультета: студенческий совет, учебно- воспитательные комиссии кафедр;
3. третий уровень - уровень студенческого самоуправления и других студенческих общественных организаций. Система воспитания студентов призвана работать в новых условиях модернизации профессионального высшего педагогического образования, имеет долговременные стратегические 3-х уровневые цели (федеральные, региональные, вузовские), опирается на приоритетные направления в сфере образования, определенные политикой государства и нормативными документами, в тоже время она является достаточно гибкой, решая тактические и ситуационные задачи, отвечающие требованиям современного общества. Реализация концепции, задач, направлений и форм внеаудиторной воспитательной работы осуществляется через механизм внедрения социальных целевых программ, отражающих отдельные стороны студенческого образа жизни, виды воспитания, конкретные потребности формирования личности будущего учителя. Программы разрабатываются при создании условий и по мере необходимости их реализации:
Программа «Школа – вуз» реализует несколько направлений воспитательной работы. Это организация совместной деятельности студентов и учащихся школы-интерната по социально-педагогической адаптации детей младшего школьного возраста, создание и функционирование на базе института школы «Учение с увлечением». В процессе решения задач программы у студентов вырабатываются практические умения проведения психолого-педагогических
диагностик, определяющих личностные качества младшего школьника, уровни его воспитанности, толерантности, эмоционального и интеллектуального развития. Практическая деятельность базируется на применении деятельностных педагогических технологий.
Программа «Мой дом – моя семья» обеспечивает утверждение института семьи как ценности и формы ответственности за будущее, направлена на организацию воспитательной работы со студентами, проживающими в общежитиях, находящихся во временных коллективах. Организация и управление жизнедеятельностью общежитий, создание комфортных условий, как бытовых, так и психологических, осуществляется через деятельность специального органа самоуправления вуза – студенческого совета общежитий института.
Программа «Молодой специалист – эффективный руководитель» призвана осуществлять инновационно-профессиональное направление воспитания, повышать престиж профессии будущего учителя, формировать организаторские и лидерские компетенции у студентов.
В рамках данной программы были организованны и проведены студенческие конференции с публикацией материалов:
1. Региональная научно-практическая конференция «Общественное самоуправление молодежи: опыт, проблемы, перспективы развития» (2006, 2007 гг.);
2. Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие социальной
компетентности будущих педагогов во внеаудиторной воспитательной работе» (29 – 30 июня 2008 г.).
Программа «Мы вместе» направлена на выявление талантливой студенческой молодежи, духовное обогащение студентов и вовлечение их в
художественно-творческую жизнь вуза и региона. На сегодняшний день в филиале функционируют хореографический коллектив, мужская и женская вокальные группы, театр народного танца, литературно-художественная студия, две вокально- инструментальные группы, театральная студия, клуб брейк-данса, бардовской песни, кружок прикладного творчества, фото-клуб. Подавляющее большинство клубов по интересам возглавляют сами студенты.
Программа гражданско-патриотического воспитания студентов определяет содержание и основные пути развития системы патриотического
воспитания студентов и направлена на формирование патриотического сознания будущих педагогов как носителей духовно-нравственных ценностей общества. Реализация программы осуществляется как в действующих студенческих коллективах, так и вновь создаваемых объединениях студентов. Ежегодно проводятся такие мероприятия, как фестиваль «И помнит мир спасенный», конкурс-выставка творческих работ «Есть такая профессия - Родину защищать». Мы являемся инициатором и организатором целого ряда мероприятий, посвященных Дню освобождения ст. Славянской от немецко-фашистских захватчиков. Традиционными являются встречи студентов с ветеранами войны и труда. Наш коллектив оказывает шефскую помощь 67 ветеранам Великой Отечественной войны и 78 учителям- ветеранам труда, проживающим в г. Славянске-на-Кубани.
Программа «Хочу быть лидером» является логическим продолжением перечисленных форм работы с молодежью, направлена на формирование и обучение лидеров, активистов студенческих объединений, самоуправления, подготовку кадрового резерва, укрепление связей между общественными организациями.
Программа «Глазами студентов» обеспечивает развитие аналитических и прогностических способностей обучающихся. В содержание данной программы входит издание студенческой газеты «Наше время», выпуск на Славянском телевидении телепрограммы «Студгородок», освещение деятельности филиала в средствах массовой информации, интернете, социальных сетях.
Программа «Стажер» решает следующие задачи:
1. подготовка квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, постоянно повышающего квалификацию, социально и профессионально мобильного;
2. - разработка и внедрение системы мониторинга текущих и перспективных потребностей в кадрах и специалистах педагогических специальностей рынка труда города, края, РФ с учетом международных тенденций;
3. - формирование базы непрерывной практики и стажировки студентов в период обучения, возрождение школы наставничества;
4. - совершенствование механизма трудоустройства студентов, организация занятости студенчества во внеаудиторное время, обеспечение психологической поддержки стажеров, практикантов и молодых специалистов;
5. - гарантированное обеспечение студентов базами практики, а работодателей – квалифицированными специалистами.
Программа «Здоровьесберегающие технологии в образовании» имеет основные целевые установки на формирование ключевых здоровьесберегающие компетенций у студентов 1 – 2 курсов. Пропаганда здорового образа жизни, создание безопасной здоровьесберегающей среды вуза органично вписываются в концепцию__ здоровьесберегающего многоуровневого образовательного пространства института, пропаганды здорового образа жизни, обучения студентов технологиям здоровьесбережения.
Программа: «Лидер Кубани ХХI века» направлена на формирование
лидера в молодежной среде; обучение лидеров и активистов молодежных объединений; подготовку кадрового резерва; укрепление связей между молодежными организациями. В рамках программы осуществляется подготовка кадрового резерва для молодежных органов студенческого самоуправления. С этой целью дважды в год проводятся зимняя и летняя Школы лидера, Форумы прогрессивной молодежи и «Дебют первокурсников». Обязательно в этих мероприятиях принимают участие представители других профессиональных образовательных учреждений, молодежных организаций.
Интегративная программа «Возрождение студенческих трудовых отрядов» обеспечивает системный подход к организации внеаудиторной воспитательной работы института. В результате реализации программы на базе филиала создано 26 трудовых отрядов, занесенных в реестр студенческих трудовых отрядов Краснодарского края. Программа реализует следующие цели и задачи: формирование факультетских трудовых отрядов различного профиля, совершенствование у студентов навыков работы в коллективе, развитие чувства долга, взаимопомощи, трудолюбия, использование возможностей вузовского музея как средства воспитания в учебной и внеучебной деятельности, подготовка творчески мыслящих и конкурентоспособных специалистов, легко адаптирующихся и постоянно совершенствующихся. По результатам краевого слета трудовых отрядов вуз признан лидером движения студенческих трудовых отрядов Краснодарского края. За реализацию программы трудоустройства студентов Министерство образования РФ поощрило институт комплектом оснащения компьютерного класса.
Программа «Профилактика вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни и организация волонтерской деятельности». В соответствии с программой осуществляется подготовка волонтеров, развивается сотрудничество со школами. Такой подход позволяет готовить будущего педагога к качественно новому содержанию его деятельности. В рамках эксперимента на базе лаборатории здоровьесберегающих технологий и первичной профилактики наркомании разработаны и реализованы программы, получившие организационную и финансовую поддержку не только в собственном вузе, но и в административных, в том числе молодежных, органах региона:
программа по антинаркотической пропаганде и профилактике распространения СПИДа и других сопутствующих заболеваний(2004 – 2010 гг.);
проект по профилактике наркомании и психологической поддержке молодежи (2003 г. - сертификат проекта № 0220 департамента по молодежной политике Краснодарского края);
Программа: социально-психологического тренинга: «Кто я, или в чем моя индивидуальность» и субъектной позиции студентов «Я — студент» представляет собой инновационный, интерактивный воспитательный проект для студентов 1 – 2 курсов. Актуальность программы обосновывается особенностями процесса самопознания данной возрастной категории. Не все студенты осознают крупномасштабные изменения в своем психическом развитии и умеют руководить собой. Организаторами программы вместе с преподавателями выступает актив студенческого самоуправления института из числа студентов старших курсов, выполняющих роль кураторов, инструкторов, руководителей лидер- классов, экспертов. Студенты-активисты подают пример другим, обучают и оценивают студентов младших курсов, демонстрируя более высокий уровень сформированности СОК. и др. программы. Филиал четырежды становился призером во Всероссийском конкурсе моделей и проектов организации воспитательной деятельности вузов России:
1. В 2001 году – Диплом I степени во Всероссийском конкурсе моделей и проектов организации воспитательной деятельности вузов России (приказ МО РФ № 3351 от 12.10.01 г.)
2. В 2004 году – Диплом I степени (приказ МО РФ № 2535 от 31.05.04 г.)
3. В 2006 году – Диплом I степени в III Всероссийском конкурсе «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях».
4. В 2008 году - Диплом I степени в IV Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений (письмо №06-15 от 24.02.2009).
5. В 2006 году на X Всероссийском форуме инновационных разработок филиал награжден грамотой за инновационный проект: «Подготовка педагогических кадров к инновационно- креативной образовательной деятельности».
6. В 2009 году серебряной медалью филиал награжден за победу во Всероссийском конкурсе «МИР МОЛОДОСТИ» в номинации молодежных социально значимых инициатив, начинаний и опыт в реализации концепции развития воспитательной системы.
7. В 2010 году серебряной медалью награждается филиал за победу во Всероссийском конкурсе «МИР МОЛОДОСТИ» в номинации молодежных социально значимых инициатив, начинаний и опыта организации содержательного досуга молодежи в реализации «Летний и зимний колледжи прогрессивной молодежи».
8. В 2010 году вошел в число финалистов конкурса «Вуз здорового образа жизни», а в 2011 году признан лучшим институтом России по организации спортивно-массовой работы. Воспитательная работа носит системный характер и осуществляется в соответствие с нормативными документами, Программой развития филиала, концепцией профессионального воспитания будущего учителя. На основании Программы развития филиала разработаны и реализуются планы воспитательной работы факультетов, кафедр, студенческих клубов и молодежных общественных объединений, совета студенческого самоуправления филиала и факультетов. Разработаны методические рекомендации по направлениям внеаудиторной воспитательной работы. Для координации работы структурных подразделений филиала, принимающих участие в осуществлении внеучебной работе создан Совет по социальной и воспитательной работе, систематизирующий, координирующий основные направления воспитательной работы вуза и контролирующий деятельность всех структурных подразделений.
Руководство воспитательной работой осуществляется Советом, а в структуре
факультетов – деканами, их заместителями и студенческим Советом; в учебных группах – лидерами самоуправлений факультетов филиала. Действенную помощь профессорско-преподавательскому составу оказывают органы студенческого самоуправления. В филиале сформирована система студенческого самоуправления, координируемая молодежной организацией «МОСТ», зарегистрированной в органах юстиции Краснодарского края (ОГРН - №1042335001961). Устав молодежной общественной организации "МОСТ" и
положение о студенческом совете филиала и общежития являются основными
нормативными правовыми актами студенческого самоуправления. В них изложены общие положения, цели и задачи, структура и порядок формирования студенческого совета, права и обязанности членов «МОСТ», взаимодействие студенческого совета с органами управления вуза. На факультетах и в общежитиях ежегодно студентами избираются студенческие советы, которые самостоятельно решают многие вопросы организации внеучебной работы, досуговой деятельности, быта. В филиале с целью развития у студентов лидерских качеств, навыков организационной деятельности работает школа студенческого совета по программе «Лидер XXI века». Разработано «Положение о студенческом совете», проводятся конкурсы на лучший студенческий совет, деловая игра «Если бы я был руководителем факультета», «Звездопад», форум «Дебют первокурсников» и др. С целью повышения эффективности работы студенческих советов регулярно проводится учеба студенческого актива по различным направлениям воспитательной деятельности. Традиционным стало проведение выездной учебы актива самоуправления совместно со студентами учебных заведений России. Программа форума все время обновляется и дополняется. По инициативе студенческого совета продолжают действовать: школа студенческих советов;
-школа вожатского мастерства;
-клубы и неформальные творческие объединения;
-центр социально-психологической помощи;
-студенческое агентство информации и рекламы;
-фото-, видеостудия «Студгородок».
Стали традиционными встречи представителей администрации филиала и совета студенческого самоуправления, на которых обсуждаются вопросы студенческой жизни, жилищно-бытовые условия в общежитиях, организация
питания, отдыха и досуга, физкультурно-оздоровительная работа и др. Одним из важнейших направлений деятельности студенческого совета является формирование у студентов опыта здорового образа жизни, негативного отношения к проявлениям асоциального поведения, забота о сохранении здоровья.
Два раза в год в филиале проводится выездной спортивно-оздоровительный
праздник «День здоровья» (сентябрь, май) и спортивно-творческий марафон «Мое здоровье - мое будущее!», в котором принимают участие все студенты, сотрудники и преподаватели вуза.
Студенческое самоуправление и общественная организация «МОСТ» участвует в краевых конкурсах молодежных социальных вариативных программ. За счет средств краевого бюджета профинансированы и реализованы следующие программы:
-«Страна живых» - программа волонтерского движения – 255000 руб.; «Школа волонтеров» - 30000 руб.;
-«Экос» - программа комплексной подготовки педагогических кадров к воспитательной работе с детьми в условиях организации летнего отдыха -56000 руб.; 53100 т.р.;
-«СЭЛМ» - программа экологического лагеря – 138000 руб., 216000 руб.;
-Школа актива «Лидер Кубани 21 века» - 149590 руб.;
-«Студенческий лагерь актива» - 150000 руб.;
-«Летняя школа актива самоуправления» - 154140 руб.;
-«Летний колледж прогрессивной молодежи» - 450000 руб. (согласно протоколу заседания котировочной комиссии департамента молодежной политики Краснодарского края от 18 июня 2008 года № 37662, государственный контракт № 93 от 25 июня 2008 года
-«Экспериментальная молодежная площадка по студенческому самоуправлению» - 150000 руб.
В филиале активно действует профсоюзная организация студентов, сотрудников и преподавателей. Профсоюзный комитет проводит свою деятельность во взаимодействии с Ученым советом, администрацией, деканатами факультетов и кафедрами. Студенческая профсоюзная организация принимает участие в организации социальной защиты студентов, отстаивании их гражданских прав, разработке нормативных документов внутреннего пользования и оказании материальной помощи нуждающимся.
Центром содействия занятости и трудоустройства студентов организованным в
2006 г., реализуется программа содействия временной (вторичной) занятости
студентов. Центр организует деятельность студенческих трудовых отрядов по
направлениям: педагогические, сельскохозяйственные, экологические, археологические, волонтерские, строительные и др. отряды быстрого реагирования. Вуз неоднократно становился лидером движения студенческих трудовых отрядов на Кубани, а педагогический отряд «Город мастеров» победителем краевого слета- конкурса в номинации «Лучший студенческий педагогический отряд». Студенческие трудовые отряды, сформированные на базе филиала, зарегистрированы в Едином реестре студенческих отрядов Краснодарского края и имеют следующие документы: анкету на каждого бойца студенческого трудового отряда, информационную карту для каждого отряда и сводную информационную карту, где фиксируются все отряды учебного заведения.
Количественные показатели студенческих трудовых отрядов по профилю деятельности филиала. В вузе действует оперотряд, оказывающий содействие правоохранительным органам в проведении профилактической работы среди несовершеннолетних студентов и обеспечивающий охрану общественного порядка на территории филиала во время проведения культурно - массовых мероприятий. Из числа студентов факультета , экономики. истории и права создана группа для участия в работе добровольной народной дружины, количественный состав, порядок и время
патрулирования определено графиком администрации Муниципального образования
Славянский район. Для обеспечения общественного порядка на территории города и
района создана казачья дружина для совместного патрулирования с органами УВД.
Кафедрой психологии создан Центр психологической поддержки по
проблемам адаптации студентов и молодежи. Важными направлениями его
деятельности стали психологическое консультирование, реализация программы
апдаптации первокурсников, социально-психологическая диагностика и коррекция
психического состояния и личностных качеств студентов (с использованием
комплексных методик самодиагностики, психопрофилактики и психопросвещения).
В филиале созданы условия и материальная база для развития творческих и
спортивных способностей будущих педагогов:
студенческий клуб №1 (750,9 м2) - с лекционным и хореографическим залами, репетиционными и студийными помещениями, площадкой для проведения танцевальных вечеров. Конференц-зал – используется для проведения общеинститутских, межфакультетских мероприятий, игр студенческой лиги КВН, интеллектуальных игр, творческих конкурсов, научных конференций, репетиций творческих коллективов (общая площадь- 263,9 кв.м.).
Хореографический зал – используется для занятий по хореографии, репетиций
хореографических коллективов, а также для проведения мероприятий, связанных с научной и воспитательной работой (общая площадь - 80,8 кв.м.).
Учебный класс – используется для проведения учебных и внеучебных занятий,
связанных с воспитательной и творческой работой (общая площадь- 36,9 кв.м.). Студийное помещение – используется для звукозаписи, технической
подготовки мероприятий, репетиций вокальных коллективов (общая площадь - 32,5 кв.м.).
· студенческий клуб №2 (703,8 м2) - с конференц-залом и репетиционными
студийными помещениями;
· физкультурно-оздоровительный комплекс «Буревестник» (1076,2 м2) —
оснащенный табло с дистанционным управлением, с залами спортивных игр,
гимнастическим и залом рукопашкого боя;
· открытый корт с разметками для мини-футбола, стритбола, тенниса;
· скейт-парк с площадками для экстремальных видов спорта;
· спортивный стадион (12000 м2) - с теннисным кортом, баскетбольной площадкой и футбольным полем;
В соответствии с типовым положением «О молодежном профильном клубном
объединении» созданы 13 самодеятельных творческих коллективов, клубов по
интересам и неформальных творческих объединений, гражданско- патриотического, духовно-нравственного, эстетико-культурологического, интеллектуального, оздоровительного, театрального направлений, которые неоднократно становились победителями в различных конкурсах и фестивалях. Творческие коллективы, участниками которых являются около 200 студентов филиала, представляют наш вуз на различных форумах, фестивалях, творческих отчетах. Неоднократно становились победителями и лауреатами различных конкурсов, два творческих коллектива имеют звание «народный». Работа творческих коллективов и клубов осуществляется под
руководством директора студенческого клуба, в штат которого помимо директора входят хореограф, хормейстр и оператор звукоусилительной аппаратуры.
Международного уровня:
· лауреаты Международного студенческого конкурса-фестиваля «Кавказ - наш общий дом» в г. Ростове-на-Дону в 2007 г.- народная мужская вокальная группа «Нет проблем», народный хореографический коллектив «Ритмы планеты», театр народного танца «Меридиан».
· дипломанты I степени Международного фестиваля в г. Владимире «Златые врата» - народный хореографический коллектив «Ритмы планеты».
· дипломанты I степени номинации «Декоративно-прикладное творчество» на выставке в рамках V Международного фестиваля славянской культуры «Славянск - 2008» - факультет МЭТ, в номинации «Социальный потенциал МО Славянский район» - коллектив библиотеки.
· диплом краевого молодежного фестиваля «Ярмарка молодежных идей «Да! Выбор. ru», (председатель избирательной комиссии края В.Ф. Галушко и благодарственное письмо территориальной избирательной комиссии Славянская, председатель А.П. Чумаков).
Российского уровня:
· дипломанты Всероссийского фестиваля студенческого творчества
«Фестос» - народная мужская вокальная группа «Нет проблем»;
· диплом Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II «За высокую
духовность и нравственность» - народная мужская вокальная группа «Нет проблем»;
· дипломанты II степени во Всероссийском фестивале «Песни вузов
России» - народная мужская вокальная группа «Нет проблем»;
· дипломанты III степени на Всероссийском конкурсе «Российская
студенческая весна»;
· гран-при Всероссийского конкурса «Синеокая Анапа» - народный хореографический коллектив «Ритмы планеты»;
· I место во Всероссийском Юбилейном V Студенческом марафоне в ритме NON Stop 2007 - хореографический коллектив «Ритмы планеты», студенческая газета «Наше время».
· В 2011 году 1 место - рок-группа «Прима»
· В 2011 году 2 место - народный хореографический коллектив «Ритмы планеты» Победители регионального конкурса «Попади в десятку» (телевизионный проект канала НТК) - народный хореографический ансамбль «Ритмы планеты».
Краевого уровня: - диплом I степени в краевом конкурсе по гражданско- патриотическому воспитанию; - грамота «Лучший хореографический коллектив Краснодарского края» - народный хореографический коллектив «Ритмы планеты»; - дипломанты I степени на краевом конкурсе «Студенческая весна на Кубани - 2000- 2008» - народный хореографический коллектив «Ритмы планеты», народная мужская вокальная группа «Нет проблем».
· 2011 г. – диплом лауреата районного этапа краевого фестиваля-конкурса народного художественного творчества «Во славу Кубани, на благо России» народный самодеятельный коллектив женская вокальная группа «Леди блюз»
· 2011 г. – диплом лауреата районного этапа краевого фестиваля-конкурса народного художественного творчества «Во славу Кубани, на благо России» народный самодеятельный коллектив мужская вокальная группа «Нет проблем»
· 2011 г. – диплом лауреата районного этапа краевого фестиваля-конкурса народного художественного творчества «Во славу Кубани, на благо России» народный самодеятельный коллектив театр народного танца «Меридиан»
· 2012 г.- 3 место в краевом конкурсе «Российская студенческая весна на
Кубани» мужская вокальная группа «Нет проблем» 2012 г.- финалисты в краевом конкурсе «Российская студенческая весна на Кубани» мужская вокальная группа «Нет проблем»
· 2012 г.- финалисты в краевом конкурсе «Российская студенческая весна на Кубани» народный самодеятельный коллектив театр народного танца «Меридиан»
· 2012 г.- диплом победителя фестиваля современного молодежного творчества «Свежий ветер-2012» рок-группа «Прима»
· 2012 г. – результаты участия в «Открытом фестивале молодежных творческих инициатив МКДЦ КубГУ»:
· театр народного танца «Меридиан» - 1 место в номинациях «Народный танец», «Шоу-номер» - 1 место
· 2 место в номинациях «Дуэт», мужская вокальная группа "Нет проблем", Гран-при в номинации "Авторская песня",
· 1 место в номинациях «Эстрадный вокал (ансамбль)» "Авторская (бардовская) песня" 1 место — Жужман Евгений, студент 4 курса факультета МИТ;
вокально- инструментальный конкурс:
· 1 место — вокально-инструментальный ансамбль "Обратный отсчет" и 3 место рок– группа «Прима»;
литературный конкурс:
· 1 место -Кравченко Нина (студентка 1 курса ф-та педагогики и психологии),
· 2 место- Якимчук Анна (студентка 1 курса, факультета педагогики и психологии), 2 место -Гашарян Мальвина (студентка 5 курса, факультета филологии),
конкурс журналистики:
· 3 место - Фомич Ольга (студентка 5 курса, факультет филологии), Денисенко Наталья (студентка 5 курса, факультет филологии)
конкурс изобразительного искусства:
· 1 место в номинации «Декоративная живопись» - Павлова Ксения (студентка 2 курса, факультета педагогики и психологии), 2 место в номинации «Графика» занял Иванцов Григорий (студент факультета филологии),
· 2 место в номинации «Академическая живопись» - Асатрян Рузанна (студентка факультета филологии) Программа спортивно-массовой и оздоровительной работы студентов имеет глубокие спортивные традиции. В структуру филиала входит спортивный клуб «Буревестник», в котором работают следующие спортивные секции: баскетбол, волейбол, мини-футбол, настольный теннис, тхэквондо, плавание, аэробика, туризм, альпинизм, тяжелая атлетика, кстати.
Студенты филиала имеют следующие спортивные достижения: Будучи студентами филиала, добились своих достижений наши звезды Евгений Лукьяненко
– Чемпион мира и серебряный призер олимпийских игр в Пекине в 2008 по прыжкам с шестом, Мальцева Яна – Чемпионка мира по тхэквондо – заслуженные мастера спорта.
Среди наших студентов чемпионы России по легкой атлетике, боксу, греко-
римской борьбе, мотоспорту; чемпионы Европы по настольному теннису. Наиболее значимые спортивные достижения мы имеем в женском баскетболе. В 2007 году женская баскетбольная команда заняла II место в кубке Краснодарского края. В 2008 году женская сборная команд заняла I место в Ассоциации студенческого баскетбола ЮФО, а также завоевали I место на Универсиаде Кубани. Не отстают и новички, так, например, наша женская сборная по тяжелой атлетике, созданная в 2011 году, в этом 2012 году уже стала абсолютным чемпионом в троеборье в открытых чемпионатах Краснодарского края, Южного и Северо- Кавказского федеральных округов. 4 члена команды вошли в состав сборной Краснодарского края по пауэрлифтингу. Тренер команды стал старшим тренером Краснодарского края по юниорам. Спортивные секции ведут преподаватели кафедры физической культуры, два штатных тренера, спортивную работу возглавляет директор клуба. Каждый студент кроме тех, кто входит группу лечебной физкультуры, специализируется в каком-либо виде спорта, что является особенностю проведения занятий по физической культуре на 1-3 курсах. Таким образом, занятия по физической культуре в филиале проводятся не в академической группе; группа формируется в зависимости от вида спорта.
Мы ежегодно проводим День здоровья, в котором принимают участия все сотрудники и студенты и целый ряд спортивных массовых мероприятий. На
сегодняшний день в филиале работают и учатся один Заслуженный тренер СССР, один Заслуженный мастер спорта РФ, 10 мастеров спорта России, 14 кандидатов спорта России, 43 человека имеют первый спортивный разряд, более 180 человек имеют массовые спортивные разряды.
В 2007 году сборная по футболу стала Чемпионом России ФСО «Урожай»
(«Золотой колос»). Юношеская волейбольная команда с 2004 по 2008 гг. бронзовые призеры Универсиады Кубани.
В 2007-2008 году впервые команда стала обладателем Кубка Краснодарского
края. В 2007-2008 гг. III место по рукопашному бою в первенстве Краснодарского края.
В 2008 г. во Всероссийском конкурсе «Молодежный парламентаризм. XXI век» дипломом I степени награжден клуб экстремальных видов спорта в номинации «Общество и мы» (Рук.: Давлетова Марина, студентка факультета МИТ) № 51- 10/859 от 17 октября 2008 год. Виталий Каражов, Артем Панченко, Алексей Чернышков, Александр Боровик, Сергей Ковальчук, Иван Иноземцев, Сергей Липский, Сергей Прокопьев, Владимир Прокопьев - мастера спорта, Иванов Александр - Чемпион России по рафтингу. Алексей Ковальчук кандидат в сборную России по легкой атлетике по прыжкам с шестом. Ковальчук Алексей стал чемпионом России в командном первенстве и
бронзовым призером в индивидуальном первенстве чемпионата России по легкой атлетике в г. Сочи.
· В 2010 году команда филиала заняла 1 место в общем зачете на
технической дистанции «Основы туртехники» на туристическом слете студентов в г. Новороссийске, посвященном 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне.
- В 2010 году 1 место в открытом чемпионате Краснодарского края по пауэрлифтингу заняли Кулакова Виктория, Макатова Анастасия, Воробьева Анастасия, Цуркан Вадим, Федосенко Светлана, Хомкалов Роман, Килипенко Алена;
2 место - Щедрина Анастасия, Чернявская Дарья, Хомкалов Роман.
В 2010 году - 1 место на Всероссийском Чемпионате кубка Северного Кавказа по троеборью занял Виноградов Борис Витальевич, доктор, профессор. В 2010 году – заняли 2 место на Всероссийском Чемпионате кубка Северного Кавказа по троеборью и награждена Кулакова Виктория. В 2011 году заняли 1 место на краевом турнире по троеборью и жиму лежа и награждены Воробьева Анастасия, Кулакова Виктория, Макатова Анастасия, Цуркан Вадим, Кулиненко Алена. В 2011 году команда филиала стала победителем в соревнованиях по настольному теннису среди женских команд в зачет V спартакиады трудящихся города Славянска – на – Кубани под девизом «За единую и здоровую Кубань». В 2011 году награждена Кулакова Виктория - ВМТ «Кубка Северного Кавказа», классический пауэрлифтинг среди женщин. В 2011 году занял 1 место в финальных соревнованиях чемпионата Краснодарского края по мини – футболу (футзалу) Семенов Федор.
За период 2011 -2012 гг. от спортивного клуба «Буревестник» участвовало в
соревнованиях и турнирах краевого и республиканского масштаба 4 сборных
команды филиала: Баскетбол (девушки) – участие в открытом Чемпионате Краснодарского края (Высшая лига), участие в Ассоциации студенческого баскетбола ЮФО, участие в Универсиаде Кубани среди вузов. Баскетбол (юноши) – открытый Чемпионат Краснодарского края, участие в Ассоциации студенческого баскетбола ЮФО. Футбол (юноши) - открытый Чемпионат г. Краснодара Волейбол (юноши) - открытый Чемпионат Краснодарского края (Высшая лига), в Универсиаде Кубани среди вузов.
Наиболее результативной в сезоне была женская сборная команда по баскетболу под руководством Заслуженного тренера СССР С.М. Амбарцумова. Девушки выиграли соревнования ЮФО по Ассоциации студенческого баскетбола; завоевали звание чемпионок Универсиады Кубани, награждены серебряными медалями в открытом чемпионате Краснодарского края по баскетболу. Сборная команда филиала стала Чемпионом Краснодарского края по классическому троеборью (Тренер: Васин С.Г., мастер спорта СССР, отличник физической культуры РФ).
В рамках Спартакиады среди филиалов КубГУ, наши сборные команды имеют следующие результаты: 5 первых мест по следующим видам спорта:
- волейбол (девушки);
- волейбол (юноши);
- стритбол (девушки);
- настольный теннис (девушки);
- перетягивание каната (юноши);
2 места по гиревому спорту дартсу и плаванию;
3 место по шахматам.
В 2012 году в обшекомандном зачете филиал занял 1 место. Финансирование внеучебной деятельности проводится за счет бюджетных внебюджетных средств. Система поощрения студентов регламентируется Положением о поощрениях. В филиале существует система поощрений студентов за достижения в учебной и внеучебной деятельности:
назначение повышенной государственной академической стипендии (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2011 года № 945 «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования») за достижения в области учебной, научной, творческой, спортивной и общественной деятельности;
-награждение поощрительными грамотами и благодарственными письмами студентов и их родителей;
-представление к именным стипендиям Президента РФ и Правительства РФ, губернатора Краснодарского края, глав муниципальных образований;
-назначение именных стипендий Ученого Совета филиал;
-представление к специальным молодежным стипендиям и премиям Краснодарского края.
Кроме денежного вознаграждения, особо отличившиеся студенты по представлению деканата, органов студенческого самоуправления, отдела социальной и воспитательной работы и других уполномоченных лиц получают бесплатные сертификаты на досуговые мероприятия, проводимые в городе и крае.
Особое внимание в воспитательной работе в филиал уделяется социальным категориям студентам - сиротам и оставшимся без попечения родителей из общего числа студентов.
Социально-педагогическая поддержка студентов из числа детей-сирот и детей,
лишенных родительского попечения, в личностно-средовом контексте предполагает создание механизмов самозащиты личности студента, развитие его субъектной позиции, а также обеспечения в учебном заведении необходимых условий для их жизнеустройства, укрепления социально-профессионального и правового статуса, освоения социально-исторического опыта и, прежде всего опыта эмоциональных и социальных взаимоотношений. В системе воспитательной деятельности в филиале работа со студентами-сиротами осуществляется по двум направлениям:
· первое – финансовое обеспечение студентов, правильность и
своевременность выплат, дотаций, организацию отдыха;
· второе – вопросы адаптации первокурсников, организации досуга,
вовлечения студентов в систему самоуправления, работы клубов, творческих
студенческих объединений.
Благоприятный морально-психологический климат, нормальные взаимоотношения в коллективе института создали достаточно комфортную социальную микросреду, способствующую проведению воспитательной работы со студентами.
Важным звеном, определяющим содержание и единство учебного, научного и
воспитательного процесса являются кафедры, формирующие профессиональную и интеллектуальную компетентность будущих специалистов, приобщающая молодежь к научно-исследовательской работе. Члены кафедры прививают студентам нормы профессиональной этики, гражданственной ответственности будущего специалиста за результаты его профессиональной деятельности. Анализ рабочих учебных планов показывает, что в них в полной мере отражены нравственные, психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности будущих специалистов, присутствуют региональный и культурологический компоненты.
В индивидуальных планах работы преподавателей присутствует раздел, посвященный воспитательной работе. Преподаватели кафедр проводят воспитательную работу с коллективом студентов, студенческим активом. Перспективной целью воспитательной работы в соответствии с планом работы
кафедр, деканатов является воспитание свободной, гуманной, духовной личности, профессионально компетентной, творческой, ориентированной на воспроизведение ценностей общечеловеческой культуры, саморазвитие и нравственную самореализацию поведения.
В учебном процессе формируются следующие компетенции:
· понимание значения культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3),
· выявление и использование возможностей региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);
· использование в учебно-воспитательной деятельности основных методов научного исследования (ПК-13).
· соотносение собственных ценностно-ориентационных установок с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и
научными картинами мира (СК-7).
· Готовность к соотнесению собственных ценностно-ориентационных
установок с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинками мира (СК-8);
· готовность к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных
элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя (СК-9);
В воспитательном процессе кафедры филиала обеспечивают современное философское, гуманитарное, социально-научное знание студентов. Изучение
дисциплин различных направлений развивают диалектическое мышление студентов, помогают им связывать теорию с реальными проблемами сегодняшнего дня, формируют политическую и правовую культуру, навыки участия в творческих дискуссиях, способствуют выработке активной позиции в социокультурной жизни общества, принятию ценностей человека и гражданина. На кафедрах филиала разработаны специализированные курсы, включающие воспитательную проблематику.
Кафедрами разрабатываются различные формы внеучебной работы, в том числе научной, со студентами. Например предметные олимпиады, поточные
конференции, круглые столы и дискуссии, а также КВНы и викторины. Интерес к исследовательской тематике, связанной с культурой и историей прививается студентам посредством организации «Краеведческих чтений». Региональная тематика реализуется также посредством проведения учебно-ознакомительных экскурсий по объектам историко-культурного наследия, экскурсии в этнографический комплекс «Атамань», г. Новороссийск на «Малую землю» и др. Реализация указанных задач осуществляется системно через учебный процесс, производственную практику, научно-исследовательскую работу студентов, студенческое самоуправление и систему внеучебной воспитательной работы. По всем направлениям воспитательной работы филиала используются следующие направления и способы взаимодействия со студентами:
- деятельность проблемных групп и научных кружков. В аудиторное и внеаудиторное время состав кафедры уделяют значительное внимание вопросам профессиональной, социальной и нравственной подготовки студентов к будущей профессии.
- трудовое воспитание: ознакомительные и производственные практики, оформление стендов, аудиторий, обеспечение порядка в учебных аудиториях и т.д.
- художественно-эстетическое воспитание: посещение краеведческого музея, библиотек, выезды в театр, участие в культурно-массовых мероприятиях факультета, филиала, района, края и др.
На кафедрах также осуществляется: Психолого-педагогическая поддержка. Заключается в участии профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов и активизации работы совета кураторства и самоуправления; в методическом руководстве подготовкой проектов и целевых программ студенческих объединений-сообществ; в формировании методических рекомендаций адаптации студентов; в консультировании и оказании психологической помощи. Преподаватели кафедр – активные участники внеаудиторных мероприятий филиала (студенческих вечеров отдыха, встреч выпускников, дня открытых дверей, круглых столов и студенческих форумов).
Информационная поддержка. Заключается в обеспечении широкого доступа в Интернет, организации сайтов, поддерживающих общественно-значимую деятельность студентов, взаимодействии с молодежными СМИ, общественными организациями; издательской деятельности по вопросам воспитания и т.д.
Научно-методическая поддержка. Выражается в создании научно- методических разработок, проведении конференций, круглых столов, обучающих программ для студентов и преподавателей и т.д., способствующих эффективной реализации воспитательной функции.
Организационно-управленческая поддержка ориентирована на конкретный конечный результат при общем стремлении к повышению эффективности воспитательных воздействий. Она предполагает регулярное изучение, обобщение, распространение положительного опыта работы, а также оптимальное планирование воспитательной работы на кафедрах, факультетах, в подразделениях. Поддержка также выражается в создании условий для воспитательной деятельности: введении системы грантовой поддержки, стимулировании общественной активности студентов, содействии в рабочих
контактах с разными социальными партнерами и т.д. Кафедры располагают рабочими программами и методическими указаниями к ознакомительным производственным и педагогическим практикам, которые имеют большое воспитательное значение в процессе профессиональной подготовки
студентов. Учебно-научный процесс имеет профессиональную направленность, ориентирован на подготовку выпускников к будущей профессии. Кафедры работают над расширением контактов и заключением договоров со средними общеобразовательными учреждениями Славянска-на-Кубани. При обучении студентов на 4 и 5 курсах проводятся педагогические практики в школе. В летний период студенты проходят летнюю педагогическую практику в летних оздоровительных учреждениях. В обязательном порядке проводятся установочные и итоговые конференции по практикам. Итоги практик рассматриваются на заседаниях кафедры. На заседаниях Ученого совета ежегодно заслушиваются доклады по состоянию воспитательной деятельности, рассматривается аналитическая информация, основанная на данных опросов, научных исследований кафедр психолого-педагогического цикла. Регулярно проводятся встречи актива студенческого самоуправления с администрацией филиала, представителями органов государственной муниципальной власти; руководителями служб муниципального образования Славянского города и района.
Студенты являются активными участниками федеральных, региональных программ гражданско-патриотического, духовно- нравственного направления
воспитательной работы. В филиале создан поисковый отряд. В ходе поисковых
работ отряда установлены имена десятков солдат, погибших в годы Великой
отечественной войны. Ведется переписка с их родственниками, военкоматами. На кафедре истории России функционирует дискуссионный клуб «Гражданин» и клуб- лаборатория «Живая память» совместно с работниками библиотеки организуется встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми с ограниченными возможностями, поэтами и бардами, ведется видеолетопись воспоминаний ветеранов, обсуждаются важные вопросы становления гражданской позиции молодых людей.
Разработана программа адаптации студентов первых курсов. Знакомство с
вузом, его историей, традициями, цикл творческих дел, диагностика и анализ
проблем студентов – это значимое направление воспитательной работы активно развивается.
Функционирует лаборатория здоровьесберегающих технологий и первичной профилактики наркомании, разработаны ряд программ, отражающих содержание ее работы:
– Профилактика наркомании и психологическая поддержка молодежи (проект № 0220) «Страна живых» – программа развития волонтерского движения по
первичной профилактике наркомании в образовательных учреждениях (проект№ 1225)
Программа по антинаркотической пропаганде и профилактике распространения СПИДа и других сопутствующих наркотической зависимости
заболеваний;
Программа «Профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни через организацию досуга подростков в рамках клубного объединения» (диплом первой степени в конкурсе «Кубанский край – земля родная», 2004 год);
Грант РГНФ и администрации Краснодарского края «Педагогическая система антинаркотической работы в образовательных учреждениях» (05-06- 38360а/Ю); экспериментальная программа «Образование и Здоровье». Профилактическая работа в филиале направлена, прежде всего, на менее адаптированные слои студенчества – первокурсников. Это система информационно- просветительской работы с элементами психологической поддержки. Это системный подход, где поэтапно в контексте сотрудничества во внеучебное время обсуждаются основные стрессирующие факторы, механизмы адаптации, наркотерроризм и шлейф его опасностей: вирусные заболевания (СПИД,
гепатит и.т.д.). Такая информационно-консультативная помощь по истечении
полугода заменяется диагностической с использованием анкеты- опросника. Анкета позволяет оценить не только механизм социализации, отношение к психоактивным веществам, проблему СПИДа, но и характер внутреннего переживания студентов их отношение к изучаемой проблеме. В студенческих аудиториях проходит обсуждение следующих информационных блоков:
· Стресс, адаптация, здоровье;
· Социальная опасность распространения вредных привычек и меры борьбы;
· Культурный досуг студентов как метод формирования социальной среды;
· Профилактика СПИДа и других сопутствующих наркотической зависимости инфекционных заболеваний).
Укреплению здоровья способствует не только занятия физической культурой,
но и качественное медицинское обследование как студентов ,так и професорско- преподавательского состава. Доля студентов, а так же профессорско-преподавательского персонала , регулярно проходящих диспансерные осмотры: - 90%
Диспансеризация включает:
· ежегодный медицинский осмотр;
· дообследование нуждающихся с использованием всех современных методов диагностики;
· выявление лиц имеющих факторы риска, способствующих возникновению и развитию заболеваний;
· выявление заболеваний в ранних стадиях;
· определение и индивидуальную оценку состояния здоровья;
· разработку и проведение комплекса необходимых и социальных мероприятий и динамического наблюдения за состоянием здоровья.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 17.01.2007г № 47
диспансеризация преподавателей проводится врачами- специалистами (терапевтом, гинекологом, неврологом, урологом для мужчин, хирургом, офтальмологом, эндокринологом) с использованием лабораторных и функциональных исследований: клинический анализ крови, мочи, исследования уровня холестерина в крови, уровня сахара крови, флюорография и др. Динамика распределения студентов по группам здоровья в направлении укрепления состояния здоровья (за последние три года) положительная.
Год 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
2010 26,10% 46,60% 26,10% 1,20%
2011 26,24% 46,74% 26,30% 0,72%
2012 27,80% 46,10% 25,60% 0,60%
По результатам диспансеризации в образовательном учреждении:
- системно проводятся оздоровительные мероприятия
- даются рекомендации профессорско-преподавательскому составу по
индивидуализации процесса обучения и воспитания студентов с нарушениями здоровья.
Параллельно осуществляется: подготовка волонтерского корпуса студентов-
волонтеров (в рамках краевой комплексной программы по развитию волонтерского движения для непосредственной работы в студенческой среде, и в школах, в регионе. В рамках сотрудничества вуза и школ это эффективная превентивная работа в современной подростковой среде. Психолого-педагогическое обучение волонтерского осуществляется по следующим блокам: валеологическому (подростковый возраст и система первичной антинаркотической профилактики); психологическому (психологическая поддержка подростков и молодежи); социологическому (методика проведения
социологического опроса и его анализ) и правовому (права и обязанности современной молодежи, правовая сторона проблемы распространения психоактивных веществ, ювенальная юстиция).
Такая превентивная работа, в комплексе с учебно-воспитательной работой позволяет сохранить достаточно стабильный уровень устойчивости к психоактивным веществам. В настоящее время, в филиале студентов, состоящих на учете в наркологическом диспансере и страдающих наркотической, алкогольной и иными видами зависимости нет.
В филиале проводится диагностика состояния и эффективности воспитательной работы (опросы, анкетирование студентов, преподавателей). Диагностическая деятельность позволяет не только определить круг интересов, настроение, отношение к культурной среде института, организации досуга, но и обозначить «проблемное поле» предстоящей деятельности. Важное значение профессорско-преподавательского придается внедрению
новых технологий воспитания студентов (новых психолого-педагогических установок, методов и форм), отвечающих современным социально экономическим, духовным и образовательным условиям в стране. В филиале имеется разнообразный опыт использования различных средств и формм включения студентов в творческую деятельность, поддержки деятельности студенческих организаций, студенческой субкультуры, освоены методики диалогов общения. В филиале сложился позитивный опыт взаимодействия по вопросам воспитания, с целью проведения совместных исследований для оценки эффективности и оптимизации учебно-воспитательной работы со студентами социально-педагогической поддержки, формирования ценностей здорового образа жизни с различными организациями и образовательные учреждения в воспитании студентов.
Подготовлены монографии, учебно-методические пособия и методические
разработки по воспитательной работе со студентами и школьниками. За отчетный период внедрены научно-исследовательские проекты, программы по воспитательной работе в практику педагогической деятельности филиала, других образовательных и иных учреждений. Под руководством преподавателей проведены научные исследования в области воспитательной деятельности.
В 2008 году с ЗАО «Сад-Гигант» заключен и реализован договор на выполнение научно-исследовательских работ по теме «Влияние коллективной
работы на формирование у студентов личностно-ценностного отношения к труду на предприятиях с рыночной экономикой, как фактор компетентностного подхода к становлению педагога» на сумму 227521 руб.
Вывод: в филиале ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани сложилась воспитательная система, направленная на
формирование у студентов гражданской позиции, профессиональных и духовно- нравственных качеств будущего педагога, сохранение и возрождение традиций университетского образования и воспитания.