/ КАФЕДРЫ / РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОЛОГИИ
Итоговый тест по дисциплине «Теория и методика обучения русскому языку и литературе»
(ОЗО, 7 семестр)
Назовите центральную проблему преподавания литературы:
а) уроки восприятия текста; б) анализ литературного произведения; в) интерпретация текста; г) речевого развития.
Установите соответствия между автором и концепцией методики:
1. Г.А.Гуковский; а) воспитание;
2. В.А.Никольский; б) разновидность педагогики;
3. Ю.А.Сорокин; в) педагогика;
4. К.Д.Ушинский г) прикладное литературоведение.
Исключите пункт, не отражающий суть концепции литературы как учебного предмета Н.Л.Лейдермана:
а) инструмент духовного формирования личности; б) средство речевого развития; в) формирование квалифицированного читателя; г) испытание эстетического удовольствия.
Кто из современных учёных-методистов утверждал, что в профильной школе литература должна быть принципиально иным предметом?
а) Н.Л.Лейдерман; б) Н.В.Белова; в)А.И.Княжицкий; г) Т.Г.Браже.
Автор коммуникативно-деятельностного подхода к преподаванию литературы:
а) Н.Л.Лейдерман; б) С.П.Лавлинский; в) Е.О.Галицких; г) В.Г.Маранцман.
Исключите один их принципов, не соответствующий концепции стандарта общего образования второго поколения:
а) знаниецентричный; б) коммуникативно-деятельностный; в) личностно-ориентированный; г) гуманистический.
Исключите группу требований к результатам обучения, не соответствующих стандартам общего образования второго поколения:
а) метапредметные; б) предметные; в) групповые; г) личностные
Соотнесите этапы анализа поэтического текста и приёмы им соответствующие:
1) лексико-семантический а) сравнить мотивы стихотворений одного автора
2) лингво-стилистический б) создать текст, используя весь накопленный материал;
3) анализ стихотворения в контексте в) построить ассоциативные ряды;
4) интерпретация. г) найти основные и вспомогательные изобразительные средства и определить их роль.
Установите соответствия между частями ЕГЭ по литературе и заданиями к ним:
1) 1 часть а) полное высказывание на литературную тему;
2) 2 часть б) анализ лирического стихотворения;
3) 3 часть в) анализ фрагмента эпического или драматического произведения.
Что такое процесс усвоения знаний? Исключите лишнее:
а) основа реализации нового стандарта образования; б) результат учебной деятельности; в) запоминание и применение знаний; г) изменение в субъекте учебной деятельности.
Кто из учёных разработал концепцию двух фаз понимания: структурную и системную?
а) Л.С.Выготский; б) А.Н.Леонтьев; в) П.Я.Гальперин; г) М.Е.Бершадский.
Найдите лишнее звено в формировании УУД: а) первичный опыт выполнения УУД; б) освоение знания об общем способе выполнения УУД; в) включение освоенного УУД в разные учебные дисциплины; г) опора на УУД в выполнении домашних заданий
Назовите неверный критерий оценки навыка чтения:
а) умение находить информацию; б) восстановление контекста; в) быстрота и осмысленность чтения; г) интерпретация
Установите соответствия между формированием УУД и приёмом:
1) осмысление и понимание текста а) составление плана
2)логическое запоминание б) составление графических схем
3) коммуникативные УУД в) составление кластера
4) структурирование и систематизация знаний г) диалог
Восстановите правильный порядок схемы планирования урока в деятельностной парадигме:
а) деятельность учащихся; б) деятельность учителя; в) основной проблемный вопрос урока; г) результат урока
Кто из отечественных учёных-психологов исследовал процесс образования понятий?
а) Выготский; б) Ушинский; в) Лурия; г) Смирнов
Основой литературного образования школьников является
а)анализ текстов; б)знание теоретических понятий в)чтение, г)интерпретация произведений.
Как называется метод, включающий умелую постановку вопросов, вступительное и заключительное слово учителя?:
а)метод беседы; б)лекционный метод; в)метод самостоятельной работы; г)метод творческого чтения.
С чего начитается изучение литературного произведения в классе:
а)с анализа произведения; б)с чтения произведения; в)с вступительного этапа;
г)с заучивания наизусть.
Как называется основной труд Л.С.Выготского по проблемам мышления и речи?
а)«Речь и мышление ребёнка» б)«Язык. Сознание. Личность» в)«Мышление и речь» г)«Основы психолингвистики»Какой приём лежит в основе аналитического чтения? а)слово учителя б)пересказ в)составление плана г)выделение ключевых слов
От чего не зависит эффективность, скорость, гибкость чтения:
а)от темперамента б)от развития мышления в)от богатства ассоциаций г)от воображения
Процесс чтения на семантическом уровне есть процесс
а)интерпретации текста б)запоминания текста в)восприятия текста г)движения глаз по строкеКак организовать процесс усвоения теоретико-литературных понятий:
а)заучить наизусть б)записать определение в)анализировать материал и делать обобщения г)анализировать внутреннюю форму словаПри анализе рассказа вы не будете...
а)изучать жизнь и творчество писателя б)сочинять собственный рассказ в)выделять элементы сюжета г)анализировать конфликтАнализируя авторскую позицию, вы станете
а)изучать звукопись б)читать и анализировать лирические отступления в)разбирать творческую историю произведения г)обращать внимание на имена и фамилии персонажейПри анализе драмы вы не будете использовать
а)инсценирование б)анализ списка действующих лиц в)анализ ремарок автора г)анализ портрета действующего лицаВыберите наиболее оптимальный приём анализа завязки действия драмы: а)пересказ б)воссоздание сцены завязки по репликам в)беседа г)слово учителя
К литературному творчеству школьников не принадлежат жанры:
а)реферат б)стихи в)рассказ г)этюдУкажите тему сочинения, не относящуюся к типу «сочинения о литературных героях»:
а)«Маленький человек» в прозе А.П.Чехова» б)«Пугачёв глазами автора и Гринёва» в)«Дубровский» А.С.Пушкина как романтическое произведение» г)«Образ Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза»Что можно проверить в литературе с помощью тестов? (исключить неверный ответ):
а)знание событий б)знание дат в)знание имён г)речь и способность сужденияУчитель литературы сегодня — это
а)источник знаний б)продвинутый пользователь в)профессиональный читатель г)организатор познавательного процессаЯзыковое обобщение, обращенное к практике речи и содержащее указание, как произносятся, пишутся слова, как строится словосочетание и предложение, называется
(один ответ)
а) определение б) обобщение в) правило г) вывод
Для проверки произношения слов не используется задание
(один ответ)
а) вспомнить слова, в которых заучивали произношение гласных (согласных), ударение; произнести их. б) подобрать синонимы в) прочитать слова г) подобрть однокоренные слова
Вид письменной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания текста на основе данного
(один ответ)
а) сочинение б) диктант в) изложение г) эссе
Представление о всех уровнях языковой системы с точки зрения синхронии и диахронии, представление о формах национального языка, способность различать языковые единицы, относящиеся к разным формам (литературному языку, диалектам, просторечию, жаргону, сленгу) являются составляющими компетенции
(несколько ответов)
а) лингвокультурологической б) лингвистической в) языковой г) коммуникативной
Отметьте тип урока, существующий в традиционной школьной методике
(один ответ)
а) урок развития речи б) урок-семинар в) урок-путешествие г) урок-игра
В методике не существует вид опроса:
(один ответ)
а) индивидуальный б) фронтальный в) обратный г) перекрестный
Отметьте методы проблемного обучения:
(несколько ответов)
а) слово учителя; б) эвристическая беседа; в) беседа; г) проблемная ситуация
Не относится к методам формирования правописных умений и навыков
(один ответ)
а) Нахождение орфограммы и пунктограммы б) Списывание в) Составление плана г) Орфографическое чтение
Практическая цель курса русского языка заключается в
(несколько ответов)
а) овладении устной и письменной речью б) вооружении учащихся основами знаний о языке и речи в) ознакомлении учащихся с прекрасным в языке и речи г) формирование чувства нормы у школьников
Отметьте вид языкового разбора, не являющийся грамматическим:
(один ответ)
а) синтаксический б) стилистический в) морфлогический г) словообразовательный
Знание языковых норм, системы орфографических и пунктуационных правил и умение применять их на практике, являются составляющими компетенции:
а) лингвокультурологической б) языковой в) лингвистической г) коммуникативной
Представление о всех уровнях языковой системы с точки зрения синхронии и диахронии, представление о формах национального языка, способность различать языковые единицы, относящиеся к разным формам (литературному языку, диалектам, просторечию, жаргону, сленгу) являются составляющими компетенции
(один ответ)
а) лингвокультурологической б) языковой в) лингвистической г) коммуникативной
Не является методом контроля знаний учащихся
(один ответ)
а) фронтальный опрос б) тестирование в) диктант г) выполнение упражнений
Какая из перечисленных компетенций в современном школьном образовании рассматривается как ведущая, обеспечивающая формирование и развитие совокупности умений, позволяющих наблюдать языковую единицу в естественных условиях ее существования и функционирования и самостоятельно получать сведения о ее языковом и функциональном статусе
(один ответ)
а) языковая б) лингвокультурологическая в) коммуникативная г) лингвистическая
Не является этапом урока
(один ответ)
а) организационный момент б) работа с карточками в) объяснение нового материала г) закрепление
Актуализация знаний и личного речевого опыта школьника, мотивация - это в системе современного образования
(один ответ)
а) элементы урока открытия нового знания б) формирования умений и навыков в) закрепления г) объяснения нового материала
Рецептивной вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие высказывания в процессе общения...
(несколько ответов)
а) слушание б) говорение в) письмо г) чтение
Не относится к видам речевой деятельности
(один ответ)
а) слушание б) говорение в)чтение г) запоминание
Прочитайте фрагмент: «Запятая между однородными членами. Однородные члены, как синтаксически равнозначные (одинаково зависимые или одинаково независимые), разделяются знаками препинания. В данном случае одно и то же основание для постановки знака препинания - сочинительный характер связи, одна и та же функция знака - разделяющая (знак не бывает парным и может повторяться). Отличия в построении однородных членов, связанные со способами их соединения союзами или без союзов, не нарушают основания для постановки знаков.» Определите, это
(один ответ)
а) правило б) материал параграфа в) пунктограмма г) фрагмент из слова учителя
С позиции современной педагогики в сфере преподавания русского языка основной единицей наблюдения на уроках является
(один ответ)
а) слово б) словосочетание в) предложение г)текст
Вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания, создание текста на основе исходного.
(один ответ)
а) сочинение на основе личных впечатлений б) изложение в) диктант г) сочинение на лингвистическую тему
Какая из перечисленных компетенций в современном школьном образовании рассматривается как ведущая, обеспечивающая формирование и развитие совокупности умений, позволяющих наблюдать языковую единицу в естественных условиях ее существования и функционирования и самостоятельно получать сведения о ее языковом и функциональном статусе
(один ответ)
а) языковая б)коммуникативная в) лингвокультурологическая г) лингвистическая
Для формирования у школьников представления об эстетических свойствах русского языка не используются упражнения следующих типов
(один ответ)
а) анализ высказываний выдающихся отечественных и зарубежных деятелей в области политики, науки, искусства, литературы о русском языке б) беседа по содержанию научно-популярных лингвистических текстов, в которых рассказывают об эстетических свойствах русского языка в) подбор учащимися высказываний о русском языке г) нахождение грамматических ошибок
Отметьте тип урока, не существующий в традиционной школьной методике:
а) изучение нового материала б) мастерская в) контрольный урок г) закрепление изученного
Развернутый конспект урока соответствует следующему виду планирования учебного процесса:
а) годовое б) тематическое в) поурочное г) календарное
При подготовке к созданию своего текста-описания не используется следующий вид работы
а) подробное изложение б) составление графической схемы в) редактирование текста-описания г) сочинение на основе телепередачи, музыкального произведепния и т.д.
Какое качество сознания учащихся наиболее востребовано и последовательно развивается и совершенствуется при работе с комплексом
Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой и др.
а) толерантность б) креативность в) конгруэтность г) оперативность
Не относится к методам контроля
а) рассказ ученика б) ответы на вопросы в) подбор слов и составление словосочетаний и предложений г) лекция учителя
Средство обучения, адресованное только учителю
а) учебник б) комплект раздаточного материала в) сборник дидактических материалов г) программа по русскому языку
В каком разделе языка изучаются синонимы, антонимы, омонимы?
а) синтаксис б) лексика в) фонетика г) словообразование
Урок формирования умений и навыков предназначен для
(один ответ)
а) ознакомления учащихся с новыми языковыми явлениями б) закрепления полученных знаний и развитию соответствующих умений в) воспроизведения и закрепления ранее усвоенных знаний, их систематизации. г) контроля знаний и умений
Найдите верный вариант транскрипции слов ёж, ёжик
а) ёш, ёжик б) йож, йожык в) йош, йошик г) йош, йожык
Не относится к обучающим урокам
а) урок сообщения нового материала б) урок контроля за усвоением знаний и учебно-языковых умений в) урок формирования умений и навыков г) урок повторения пройденного