Кубанский государственный университет

Филиал в г. Славянске-на-Кубани

Правопреемник Славянского-на-Кубани государственного педагогического института


Объявления
Образовательные ресурсы

Импакт-фактор российских научных журналов



/ КАФЕДРЫ / РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОЛОГИИ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ (1, 2 семестр 2012 - 2013 уч. года)

 

2012 - 2013 уч. год 

Фольклорно-диалектологическая практика

(руководитель - Трегубова Е.Н.)

Задание

для студентов заочного отделения.

Подробная информация содержится в учебной программе.

 

1. Изучить и описать историю заселения станицы, выявить коренной состав населения, определить его процентное соотношение с новым, пришлым населением (работа в библиотеке с местной прессой, архивными материалами, работа в органах администрации с переписями населения, получение списков общего состава населения и коренного количества коренных жителей; знакомство с людьми, которые изучают истории станицы, имеют интересующие нас материалы).)

2. Собрать материал для изучения местной антропонимики (перепись населения, опрос населения с целью выявления системы наиболее частотных имен для разных поколений станицы (как звали прадедов, дедов, отцов, как теперь называют детей), выявления нерегулярных, «нелюбимых» имен, с целью собирания рассказов об именах, о связи имени и судьбы, об именах пришлого населения и их оценке местными жителями.

3.Сбор местной микротопонимики: названия улиц, переулков, площадей, каких-то отдельных мест – перекрёстков, пустырей и т.п. запись легенд, связанных с местным ландшафтом; названия магазинов, кафе, баров и выяснение мотивации названия (почему так названо). Записывать все топонимические версии.

4. Записать связные диалектные тексты на темы свадебный обряд, религиозные (православные) и мифологические воззрения (жизнь и хозяйствование в соответствии с церковным календарем), чудеса; мифологические персонажи - домовые, ведьмы, кикимора и др.; приметы. Если слово диалектное, незнакомое, спрашивать – почему так названо. Может существовать несколько вариантов. В этом случае следует выяснять, почему называется именно так, может оказаться|, что одно из них более раннее, другое более позднее, всё это необходимо фиксировать.

 

Объем выполненного задания:

1) запись диалектных текстов на указанные темы (графический способ передачи речи) – 36 страниц и 2 аудиокассеты диалектного текста, составление словаря диалектных слов;

2) история станицы, коренное население с адресами (картотека), местные антропонимы или топонимы (картотека), а также записываются в диалектной транскрипции те рассказы, легенды, комментарии, которые удалось собрать.

 

Тематика  контрольных работ

по современному русскому литературному языку (Лексикология)

для студентов 1-2 курсов ОЗО факультета филологии

преп. Лисенкова И.М.

Контрольная работа направлена на проверку знаний студентами теоретического материала, полученного в ходе прохождения дисциплины в период летней сессии, подготовку к компьютерному тестированию.

Работа состоит из двух частей: письменной и устной. Письменная часть включает четыре задания, выполняя которые студенту не только необходимо указать номера правильных ответов, но и представить обоснование выбора правильного, по мнению студента, ответа. Вторая часть содержит номера тестовых заданий, выбранных для компьютерного тестирования.

Все задания выполняются по сборнику «Лисенкова И.М. Практикум по русскому языку. Современный русский язык. Лексика (тестовые задания в рамках модульного обучения)». – Славянск - на - Кубани: Издательский центр СГПИ, 2005.» Электронный вариант представлен в УМК «Современный русский литературный язык. Лексика и фразеология».

Задания

Часть I

  1. Ответить на вопрос тестового задания № 89, стр. 25 из сб. « Лисенкова И.М. Практикум по русскому языку. Современный русский язык. Лексика (тестовые задания в рамках модульного обучения)», объяснить выбор правильного ответа.
  2. Выполнить тестовое задание № 143, стр. 31, прокомментировать выбор правильного (на ваш взгляд) ответа, опираясь на данные толкового словаря современного русского языка, словаря синонимов

  3. Ответить на вопрос тестового задания №144, стр. 31. Привести рассуждение, доказываемое правильность ответа.

  4. Ответить на вопрос тестового задания №145, стр. 32. Обосновать свой вариант выбора правильного ответа.

Часть II

Номера тестовых заданий из сб. «Практикум по русскому языку. «Современный русский язык. Лексика (тестовые задания в рамках модульного обучения), выбранные для компьютерного тестирования:

№№ 1 – 11; 14-16 - стр. 4-5;

№№ 17 – 25; 27 – 33 - стр. 6-8;

40 (без слова возвращать) – стр.9 ;

№№ 49, 50, 52 – стр. 10;

№№ 73. 74 – стр. 12;

№№ 1 – 11; 13 – 20; 22 – 26; 28 – 31 стр.14 – 17;

№№38 – 40_ стр. 18;

50 – стр. 19;

61 – стр. 21

72 – стр.23;

№№ 75, 76, 78; 81 – стр. 24;

№№83 – 85; 87 – 90 – стр. 25;

94 – стр. 26;

№№ 100, 101; 106 – стр. 27;

№№ 113 – 115 – стр. 28;

№№ 117- 119 – стр. 29;

№№ 134 – 136 – стр. 30;

№№ 141; 143, 144 – 146 – стр. 31 – 32;

№№ 1 –4; 6 - 8 – стр. 34;

№№ 15 – 19; 23 – стр.36 – 37;

24 – стр.38;

85; 87; 89; 93 – стр. 48 – 49;

№№ 95; 99; 100 – стр. 50.

 

 

Тематика контрольных работ  

до дисциплине "История русской литературы" (Древнерусская литература)"  

(для студентов заочного отделения) 

(2 курс, 4 семестр)

 

преп. Сартаева Л.И.

Контрольная работа № 1:

Вариант 1. «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского» как ранние образцы русской агиографической литературы

Гашарян Карина, Головина Анастасия, Сепанян Эрминэ

 

Вариант 2. Фольклорные образы и мотивы в «Повести временных лет»

Гичко Петр, Парфиненко Светлана, Пентийская Яна

 

Контрольная работа № 2:

Вариант 1. Образ древнерусского князя в «Поучении чадам своим» Владимира Мономаха

Гендина Светлана, Резник Галина, Придачина Галина

 

Вариант 2. Образ древнерусского человека в «Слове» и «Молении» Даниила Заточника

Цуланова Анна, Булах Мария, Салмина Наталья

 

Контрольная работа № 3:

Вариант 1. Женские образы в бытовых повестях XVII столетия.

Балаценко Ирина, Изильянова Оксана, Хорошилова Татьяна

 

Вариант 2. Фольклорные образы и мотивы в бытовых и сатирических повестях XVII века.

Мизева Татьяна, Красножен Ольга, Красножен Александра

Цели контрольной работы:

1) проверить знание студентами содержания конкретных памятников древнеруской литературы;

2) выявить уровень сформированности литературоведческих умений и навыков (умения работать с текстами, научной литературой, Интернет-ресурсами; грамотно излагать свои мысли и т.п.);

3) выяснить, с какой мере обучающиеся овладели умением правильно оформлять результаты своих исследований.

Объем контрольной работы 5  - 6 листов машинописного текста (электронный набор); шрифт - 12, интервал - 1; поля: верхнее - 2,0, нижнее - 2,5; справа - 3,0, слева - 1, 5. Текст оформляется без переносов, выравнивание - по ширине.

К работе в обязательном порядке прилагается список использованной литературы (3 - 4 источника).

Контрольная работа присылается по электронной почте (на адрес деканата) или передается студентом в деканат. лично  Обязательно наличие электронной версии (для проверки работы с помощью программы "Антиплагиат").

 

 

 

Тематика контрольных работ

по дисциплине "Русский язык"

(для  студентов  заочного отделения  факультета ПМНО)

(5 курс, 9 семестр)

 

 преп. Литус Е.В.

 

Контрольная работа № 1


Тема: «Синтаксис современного русского языка: анализ синтаксических единиц»


Цель: выработать навыки анализа словосочетаний и предложений разного вида и структуры, научиться применять теоретические знания к решению конкретных задач


Методические указания к работе:

Каждое задание в контрольных работах представлено в пяти вариантах. Выбор варианта определяется по последней цифре номера зачетной книжки: 1-й вариант выполняют студенты, у которых номер зачетной книжки заканчивается цифрами 0, 1; 2-й вариант - цифрами 2,3; 3-й вариант - цифрами 4,5; 4-й вариант - цифрами 6,7; 5-й вариант - цифрами 8,9.

В случае неудовлетворительного выполнения студент выбирает любой вариант.


Задание №1. Определите вид синтаксической связи между словами. Дайте полную характеристику каждому словосочетанию по схеме:

1. Структура словосочетания (простое или сложное).

2. Тип словосочетания в зависимости от морфологического выражения главного компонента (субстантивное, глагольное, адъективное, адвербиальное).

3. Характер отношений между компонентами словосочетания (атрибутивные, объектные, субъектные, комплетивные, обстоятельственные).

4. Тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Для управления укажите, сильное оно или слабое, предложное или беспредложное. Укажите случаи несинтаксических соединений слов. Отметьте предикативные сочетания.


Образец:

Слушал, но не понимал – связь сочинительная, закрытая.

Светит солнце – предикативное сочетание.

Построить дом - связь подчинительная, словосочетание простое, глагольное, отношения объектные, управление сильное, беспредложное.

Спустя час – несинтаксическое соединение слов (существительное с предлогом).


Вариант 1. Готов к отъезду; книга прочитана; фрукты и овощи; будем строить; чрезвычайно полезно; книга без обложки; встретить друга; лежать на песке; высокий дом; любить рисовать.


Вариант 2. Полный воды; резать хлеб; перед домом; забор выкрашен; то спит, то гуляет; немного грубо; стоять под деревом; чистая тетрадь; продолжать учиться; два яблока.


Вариант 3. Очень умный; мимо меня; сильный характер; только вдвоем; ветер стих; начать завтракать; черный тюльпан; намочить платок; пирог с начинкой; самый дорогой.


Вариант 4. Взять за руку; рубка леса; рубка корабля; будем говорить; стена развалилась; быстро бежать; более удачный; удивительно просто; украсить елку; дождь или снег.


Вариант 5. Полезный для здоровья; бледный от страха; сытный ужин; она замужем; купать ребенка; заснуть к утру; менее известный; очень быстро; цепь из чугуна; три альбома.


Задание № 2. Определите тип односоставных предложений.


Образец:

1. На ипподроме зазвонили. – Предложение односоставное, глагольное, неопределенно-личное.

2. Кругом глубокая тишина. - Предложение односоставное, именное, номинативное.


Вариант 1. «Остаться бы здесь на весь отпуск», - подумал Кузьмин. То и дело спотыкаемся о валежник, точно нарочно наваленный на траве. Ума за морем не купишь. Эй, не ставь к огню винтовку! Весь день парит. Ни тени, ни ветерка. Открытое беспощадному солнцу шоссе.


Вариант 2. Тихая прохладная ночь. В глубоком, густо синеющем провале небес ни облачка. На Липовую гору уже перевезли четыре десятка зайцев. Ему никогда больше не поднимать самолет в воздух. Мне стало больно. Нам хотелось поехать на юг. Вновь достань листок письма, перечти сначала.


Вариант 3. Надеюсь найти вас на этом месте. Поздно ночью небо расчистило. Маленькую баню недавно протопили. Об этой ночи словами не скажешь! К разбирательству было преступлено немедленно. Поехали на бал. Вот и Дворянское собрание.


Вариант 4. Чего только не рассказывали в деревне про усадьбу Липки. На мостике ветер, темно. Из черного не сделаешь белого. Мне тут сидеть до морозов. Завтра ранним утром профессору надлежало ехать на пароходе в Монтевидео. Подожди меня около дома. Отвезешь обратно на пристань.


Вариант 5. В комнате хозяйки пьют кофе. Переносим больного на плот, укладываем его на спальные мешки. Соловьев тоже не слыхать в этом краю. Если бы можно остаться здесь до самой осени! Лягушек-то сколько! – сказал Никита. Утро. Туман.


Задание № 3. Дайте характеристику каждому предложению по схеме:

1. Простое или сложное.

2. Вид предложения по цели высказывания (вопросительное или невопросительное).

3. Для вопросительного предложения: определите вид вопроса (общий, альтернативный, уточняющий, риторический). Для невопросительного предложения: определите модальное значение.

4. Тип предложения по структуре предикативного центра (односоставное или двусоставное).

5. Полное или неполное.

6. Распространенное или нераспространенное.

7. Осложненное или неосложненное (если предложение осложненное, укажите, чем оно осложнено).

8. Найдите предикативные центры в приведенных ниже предложениях. Укажите, чем выражено подлежащее. Дайте характеристику сказуемого.

9. Найдите второстепенные члены предложения и определите их тип.


Образец:

- Как вы живете?

1. Простое. 2. Вопросительное. 3. Вопрос уточняющий. 4. Двусоставное. 5. Полное. 6. Распространенное. 7. Ничем не осложнено. 8. Подлежащее «вы» выражено субстантивированным местоимением. Сказуемое «живете» простое глагольное, координирует с подлежащим в роде и числе.

9. как – обстоятельство образа действия, выражено вопросительным местоимением.


Вариант 1. Птицы замолчали с заходом солнца. Чиновники уныло шагали на опостылевшую службу. Обедающие рассказывали о вчерашнем концерте в казино, делились впечатлениями от осмотра пирамид.


Вариант 2. По крутому склону медленно двигалась сгорбленная фигура. В суматохе Алексей увидел Кондрина. А в конце улицы, загроможденной тучами, тускло догорала мрачно-багровая полоска заката.


Вариант 3. Всю ночь в салоне горела красным накалом дежурная лампочка. У поворота они прочно засели в сугробе. Он работал с детства, но с возрастом все настойчивее стремился к учению.


Вариант 4. Под общее молчание Бахирев вышел из кабинета. Мы сошли на станции Пушкино. К девяти утра цех уже наполнялся людьми.


Вариант 5. У воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки.

Послышался беспорядочный треск сдвигаемой мебели, шарканье ног и беспомощные женские вздохи.


Задание №4. Перепишите предложения, расставьте знаки препинания. Дайте характеристику обособленным членам предложения: 1) что обособлено; 2) условия обособления.


Образец:

1) Было очень тепло, даже жарко. В этом предложении запятая выделяет присоединительную конструкцию даже жарко.

2) Она, бледная, неподвижная, как статуя, стоит и ловит взглядом каждый его шаг. В этом предложении выделяются, во-первых, однородные согласованные определения бледная, неподвижная, потому что они относятся к личному местоимению. Во-вторых, в этом предложении есть сравнительный оборот как

статуя.


Вариант 1. Голицын один из опаснейших соперников и приятель Вронского вертелся вокруг гнедого жеребца не давая садиться. На Диксоне в октябре уже зима а весна робкая и измученная дальней дорогой добредет сюда лишь в конце июня. Но внизу, в холодной воде, даже летом запасы соли остаются нетронутыми.


Вариант 2. В субботу часу в двенадцатом ночи, у прокурора судебной палаты играли в карты. Кроме Вали и Степы Сафонова в садике присутствовал незнакомый Олегу паренек худенький босой. Тут приключилась вторая странность касающаяся одного Берлиоза.


Вариант 3. Главный распорядитель лейтенант Невзоров хлопотавший несколько дней вызывал общие похвалы. Все предметы в особенности ветки деревьев и углы зданий удивительно рельефно выделялись на смугло-розовом темнеющем небе. Низенький коренастый он обладал страшною силою в руках.


Вариант 4. На кровати на голом тюфяке спал Синцов в ушанке ватнике и рваных сапогах. Черный степной орел житель степных курганов царственно величавый в своем одиночестве парил в холодном поднебесье... Он крепко обнял ее поцеловал и растроганная этим счастливая она заплакала.


Вариант 5. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков золотисто-серых с нежными белыми краями. Выломав из плетня сухую искривленную хворостинку он с минуту молча водил ею по песку вычерчивая какие-то замысловатые фигуры.


Задание № 5. Сделайте анализ сложноподчиненных предложений усложненной структуры. Для этого пронумеруйте все простые предложения по порядку и, называя номер предложения, укажите, главное оно или придаточное. Определите вид придаточного по традиционной классификации средство связи его с главным (союз или союзное слово).


Образец:

И когда он вышел из вагона в Бологое, чтобы выпить сельтерской воды, и увидел Анну, невольно первое его слово сказало ей то самое, что он думал. - Предложение сложноподчиненное, состоит из четырех частей. К главному предложению 3 относится придаточное обстоятельственное времени 1 и присоединяется при помощи союзного слова когда. К предложению 1 относится придаточное обстоятельственное цели 2 и присоединяется при помощи союза чтобы. К главному предложению 3 при помощи союзного слова что присоединяется придаточное изъяснительное 4.


Вариант 1. С того момента, как Ваня попал в этот табор, у него уже не было другой цели, как только отыскать машину, на которой ехали Ковалевы. Сабуров еще раз повторил все мотивы, по которым он решил отложить атаку до ночи, и добавил, что ручается за то, что в течение дня будет держать всю площадь за складом под таким огнем, что до ночи там, внутри, не прибавится ни одного

немца.


Вариант 2. Но в Троицких воротах, не смотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стенке, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Позже Рагозин понял, что его поразила не столько сама встреча с сыном, сколько то, что он предчувствовал эту встречу с момента, когда комиссар “Рискованного” доложил ему о мальце, которого надо списать на берег.


Вариант 3. Когда Сабуров вернулся в расположение батальона, оказалось, что его ординарец, предприимчивый автоматчик, которого все в батальоне, не смотря на его тридцатилетний возраст, звали просто Петей, уже соорудил среди развалин барака подобие командного пункта. Видимо, он так вольно обращался сейчас к

Сабурову потому, что у них впервые вышел разговор о том, что будет после войны, когда он опять станет штатским человеком и именно так – Алексеем Ивановичем – назовет Сабурова, если встретит его.


Вариант 4. Такова уж дисциплина в воздухе, где нервы летчика напряжены до предела, что он исполняет намерения своего командира прежде, чем тот успевает произнести слова приказа. Ей даже удалось договориться с хозяевами квартиры, где она жила, что она, приезжая в Ворошиловград, будет останавливаться у них, поскольку ей не понравились те квартиры, какие ей предлагали.


Вариант 5. Идти было легко и радостно и потому, что решили сбежать, а не сидеть два дня в селе, и потому, что на такой дороге невозможно сбиться с пути, и просто потому, что мы еще достаточно молоды, чтобы не задумываться о бренности мира. Немецкому командованию в первые же дни стало ясно, что оборону ему не прорвать и что, если бы это даже и удалось, потери его при этом были бы так велики, что не хватило бы сил сжать клещи.

 

Тематика контрольных работ

по дисциплине "Техника речи"

 

(для студентов заочного отделения факультета ПМНО)

 

(1курс)

 

Преподаватель - Щетинина Г.В.

 

Методические указания к работе:

Выбор варианта определяется по последней цифре номера зачетной книжки: 1-й вариант выполняют студенты, у которых номер зачетной книжки заканчивается цифрами 0, 1; 2-й вариант - цифрами 2,3; 3-й вариант - цифрами 4,5; 4-й вариант - цифрами 6,7; 5-й вариант - цифрами 8,9. Письменно ответьте на вопросы, выполните задание.

 

Вариант № 1

 

  1. Трудности в определении рода существительных и аббревиатур

  2. Особенности И.п. и Р.п. множественного числа

  3. Образование степеней сравнения прилагательных

  4. Особенности употребления причастий и деепричастий

 

Задание

Выберите не менее четырех отрывков из пьес А.Н. Островского, в которых встречается много перечислений. На примере любого произведения русской классической литературы продемонстрируйте роль точки с запятой в художественном контексте (описание, размышление, лирическое отступление и т.д.)

Литература:

Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М., 2007. (есть на http://lib.rus.ec)

Шклярова Т.В. Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов (пособие для средней школы). 2-е изд., испр. и дополн. - М.: Грамотей, 2004. - 368 с.

www.gramota.ru

 

Вариант №2.

 

  1. Охарактеризуйте перцептивную сторону общения.

  2. Какие эффекты возникают при восприятии людьми друг друга?

  3. Какие факторы влияют на формирование первого впечатления?

  4. Какова роль стереотипов в восприятии и понимании других людей?

  5. Охарактеризуйте механизмы, действующие в процессе межличностного восприятия.

 

Задание

Прочитайте примеры, перепишите их, расставьте знаки логических пауз.

Пример 1.

« - Вам комнату? – спросил купец молодым голосом и, морщась, стал отдирать бородку. – Вы чуть подождите, сейчас я вас провожу».

(Ю.Казаков «Дом под кручей»).

Пример 2.

«И вот мы опять едем по Москве. Очень странный, сумасшедший какой-то вечер.

Начинается дождь, мы прячемся в гулкий подъезд и, задыхаясь от быстрого бега, смотрим на улицу».

(Ю.Казаков «Голубое и зеленое»).

Пример 3.

«Она сразу узнает его, прячется за угол дома и, всхлипывая, следит за ним. Она уже ничему не верит и, когда лыжник исчезает в лесу, идет, вытирая слезы, посмотреть, остались ли после него следы».

(Ю.Казаков «Оленьи рога»).

 

Литература:

Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2008. Глава 7.

Володина Л. В., Карпухина О. К. Деловое общение и основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие. – СПб, 2002.

Черногрудова Е. П. Основы речевой коммуникации: Учебное пособие. – Борисоглебск, 2005.

 

Вариант №3.

 

  1. Охарактеризуйте структуру коммуникативного акта.

  2. Соотношение вербальных и невербальных средств коммуникации.

  3. Охарактеризуйте невербальную сторону общения.

  4. Национальные особенности языка тела. Приведите примеры жестов, обладающих различным значением в разных культурах.

 

Задание.

Прочитайте примеры, перепишите их, расставьте знаки логических пауз.

Пример 1.

« - Вам комнату? – спросил купец молодым голосом и, морщась, стал отдирать бородку. – Вы чуть подождите, сейчас я вас провожу».

(Ю.Казаков «Дом под кручей»).

Пример 2.

«И вот мы опять едем по Москве. Очень странный, сумасшедший какой-то вечер.

Начинается дождь, мы прячемся в гулкий подъезд и, задыхаясь от быстрого бега, смотрим на улицу».

(Ю.Казаков «Голубое и зеленое»).

Пример 3.

«Она сразу узнает его, прячется за угол дома и, всхлипывая, следит за ним. Она уже ничему не верит и, когда лыжник исчезает в лесу, идет, вытирая слезы, посмотреть, остались ли после него следы».

(Ю.Казаков «Оленьи рога»).

 

Литература:

Пиз А. Язык телодвижений. – М., 1995.

Володина Л. В., Карпухина О. К. Деловое общение и основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие. – СПб, 2002.

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., 2001.

 

Вариант №4.

 

  1. Какие уровни общения вам известны? Охарактеризуйте их.

  2. Назовите принципы нравственного общения.

  3. Какие коммуникативные барьеры возникают в процессе делового общения? Каковы причины их возникновения?

  4. Назовите способы преодоления коммуникативных барьеров.

Задание

На примере любого произведения русской классической литературы продемонстрируйте роль точки с запятой в художественном контексте (описание, размышление, лирическое отступление и т. д.)

 

 

Литература:

Володина Л. В., Карпухина О. К. Деловое общение и основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие. – СПб, 2002.

Кушнерук С. П. Документная лингвистика (русский деловой текст). учебное пособие – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1999. Глава 1.

 

 

 

Вариант №5.

 

Раздел 1.

Прочитайте статью И. А. Стернина «Наблюдается ли кризис в русском языке рубежа веков?» и ответьте на вопросы:

  1. Как автор характеризует состояние современного русского языка?

  2. Почему, по его мнению, в современном языке настолько интенсивно происходят изменения? Когда и почему наблюдалась такая же ситуация?

  3. Что автор понимает под «кризисом культуры речи»? Можно ли преодолеть этот кризис?

  4. Чем «свобода слова» отличается от «свободы речи»?

  5. Выскажите свое мнение по поставленной проблеме.

 

Одна из черт современного русского языка – большое количество иноязычных заимствований. Можно ли считать это серьезной проблемой?

 

Раздел 2.

  1. Вспомните школьный курс русского языка и дайте определение понятиям: «синонимы», «антонимы», «омонимы», «паронимы».

  2. Чем отличаются синонимичные слова?

  3. Как, по вашему мнению, могли возникнуть омонимы?

Задание

На примере любого произведения русской классической литературы продемонстрируйте роль точки с запятой в художественном контексте (описание, размышление, лирическое отступление и т. д.)

 

Литература:

Стернин И. А. «Наблюдается ли кризис в русском языке рубежа веков?» // http://sternin.adeptis.ru/articles2_rus.html

 

 


2014-11-10