/ НОРМАТИВНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Положение об организации учебного процесса
Положение
об организации учебного процесса
в ГОУ ВПО «Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт
Настоящее Положение разработано в целях наиболее оптимальной организации учебного процесса в СГПИ на основании следующих нормативных документов и локальных актов:
· Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992., № 3266-1;
· Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996., № 125-ФЗ;
· Типового Положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2008., № 71;
· Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям и направлениям и федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;
· Письма Министерства образования РФ от 19.05.2000., № 14-52-357 ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе ГОС»;
· «Положения об учебной нагрузке СГПИ»;
· «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников СГПИ»;
· «Положения о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов СГПИ».
Под учебным процессом в вузе понимается целенаправленная совместная деятельность руководящего, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного, административно - хозяйственного персонала и обучающихся по подготовке высококвалифицированных специалистов.
1. Основные задачи учебного процесса
1.1. Подготовка квалифицированных специалистов с высшим и послевузовским образованием.
1.2. Удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования, специальности и квалификации.
1.3. Реализация в ходе учебного процесса компетентностного подхода освоения государственных образовательных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
1.4. Распространение правовых, гуманитарных и педагогических знаний, повышение общеобразовательного и культурного уровня обучающихся.
2. Организация учебного процесса
2.1. Общие требования к организации учебного процесса:
2.1.1. Учебный процесс основывается на государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования и федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям и специальностям, примерных учебных планах, примерных программах дисциплин, основных образовательных программах по направлениям и специальностям СГПИ и требованиях к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования.
2.1.2. Освоение образовательных программ всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
2.2. Организация учебного процесса призвана обеспечивать:
2.2.1. Современный научный уровень подготовки специалистов, оптимальное соотношение теоретического и практического обучения.
2.2.2. Логически правильное, научно и методически обоснованное соотношение и последовательность преподавания дисциплин, планомерность и ритмичность учебного процесса.
2.2.3. Органическое единство процесса обучения и воспитания.
2.2.4. Внедрение в учебный процесс новейших достижений науки и техники, передового опыта.
2.2.5. Рациональное сочетание традиционных методов передачи и закрепления научной информации с новейшими достижениями педагогики.
2.2.6. Создание необходимых условий для педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава и освоения обучающимися профессиональных учебных программ, их творческой самостоятельной работы.
2.3. Основными документами, определяющими содержание и организацию учебного процесса в вузе, являются: рабочие учебные планы, учебно-методические комплексы дисциплин, программы учебных дисциплин.
2.4. Основным условием организации учебного процесса является его планирование, цель которого - обеспечение полного и качественного выполнения рабочих учебных планов и программ. Базовыми элементами планирования являются:
· рабочий учебный план специальности;
· годовой график учебного процесса;
· расчет объема учебной нагрузки по кафедрам (расчет штатов);
· планирование рабочего и учебного времени для ППС и обучающихся;
· аудиторный фонд.
2.4.1. Рабочий учебный план составляется деканом факультета на основании учебного плана специальности, проверяется учебно-методическим управлением и утверждается Ученым советом института в апреле месяце предыдущего учебного года.
2.4.2. Годовой график учебного процесса разрабатывается деканом факультета на основе рабочего учебного плана на учебный год, контролируется учебно-методическим управлением и является основой приказа об организации учебного процесса. В нем определяются сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий, каникул, учебной практики и т.п.
2.4.3. Декан факультета на основании рабочего учебного плана делает выписки из него на соответствующие кафедры, в которых указывается учебное время, отводимое на каждую дисциплину закрепленную за кафедрой в соответствии с ее профилем.
2.4.4. Расчет объема учебной нагрузки по кафедре (расчет штатов) СГПИ осуществляется заведующим кафедрой на основании выписок из рабочих учебных планов специальностей в соответствии с нормами учебного времени, согласуется с учебно-методическим управлением и утверждается первым проректором института.
2.4.5. Распределение запланированной учебной нагрузки между преподавателями осуществляется заведующими кафедрами по согласованию с деканами факультетов. Карточки индивидуальных поручений ППС кафедр предоставляются в учебно-методическое управление за 3 (три) месяца до начала учебного года и утверждается первым проректором института в июне месяце. Зав. кафедрами представляют в соответствующие деканаты сведения о распределении нагрузки кафедры между членами кафедры.
2.4.6. В случае производственной необходимости корректировка расчета часов по кафедре и карточек индивидуальных поручений проводится зав. кафедрами в течение сентября текущего года и утверждается проректором по учебной работе.
2.4.7. Планирование рабочего и учебного времени ППС и студентов предполагает:
начало занятий – 8.30 час., продолжительность аудиторных занятий – 1 пара (2 академических часа по 45 минут, всего 1 пара 90 мин. без перерыва, с 10-ти минутным перерывом между парами и 20 мин. перерывом после второй пары).
2.4.8. Аудиторный фонд университета является общим для всех факультетов и форм обучения. Контроль использования аудиторного фонда проводится деканатами факультетов (по корпусам) и учебно-методическим управлением в течение учебного года.
2.5. Учебно-методическое управление составляет базовое расписание поточных аудиторных занятий на основании своевременно предоставленной информации:
· графиков учебного процесса;
· рабочих учебных планов;
· расписания проведения рейтинговых модулей по дисциплинам;
· индивидуальной нагрузки ППС (штатных, совместителей).
2.5.1. Расписание составляется по принципу четной и нечетной недели. Расписание учебных занятий основывается на следующих основных положениях:
· заполнение вакантных должностей (информация предоставляется деканами и зав. кафедрами);
· своевременная замена временно отсутствующего преподавателя - командировка, стажировка, по болезни и т. п. (информация предоставляется зав. кафедрами);
· индивидуальная нагрузка ППС, не превышающая 1 ставку (информация предоставляется зав. кафедрами);
· обеспечение работы внешних и внутренних совместителей (информация предоставляется зав. кафедрами);
· занятость аудиторного фонда (учебно-методическое управление);
· занятость компьютерных классов (учебно-методическое управление).
2.5.2. Деканы факультетов разрабатывают расписание занятий по своим специальностям, используя базовое расписание поточных занятий и сведения об учебной нагрузке ППС, и представляют его в учебно-методическое управление на согласование, после чего расписание занятий утверждается первым проректором института за месяц до начала занятий.
2.5.6. В расписании должна содержаться полная информация о времени, месте и виде занятий для каждой специальности, каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указанием изучаемых дисциплин и преподавателей, проводящих занятия. Ответственность за обеспечение учебного процесса (аудиторной работы) лежит на заведующих кафедрами и контролируется деканами факультетов и учебно-методическим управлением.
2.6. При организации учебного процесса необходимо руководствоваться следующим:
· учебный год по очной и заочной форме обучения начинается 1 сентября и делится на два семестра, каждый из которых заканчивается зачетно-экзаменационной сессией;
· максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы;
· объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю;
· часы по физической культуре и факультативным дисциплинам не входят в еженедельную 27 часовую нагрузку;
· для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 45 минут;
· для других видов учебной работы ППС (контрольные работы, курсовые работы, практика, руководство ВКР и т.д.) 1 час работы равен 1 астрономическому часу (60 минут).
· 2.7. Организация и проведение экзаменационной сессии.
2.7.1. Расписание экзаменационной сессии составляется деканатом в строгом соответствии с учебным планом и утверждается проректором по учебной работе не позднее, чем за месяц до начала сессии. Даты проведения экзаменов устанавливаются с учетом обязательного трехдневного срока на подготовку студентов к экзамену по очной форме обучения и одного дня по заочной форме обучения..
2.7.2. Согласование расписания экзаменационной сессии между факультетами, обще институтскими кафедрами и деканатами и распределение аудиторий проводит учебно-методическое управление.
2.7.3. Все изменения в расписании сессий проходят согласования в учебно-методическом управлении.
2.7.5. Экзамен разрешается проводить только в установленной расписанием аудитории. Если необходимо изменить аудиторию, преподаватель обязан получить на это разрешение учебно-методического управления и поставить в известность декана факультета.
2.8. Основными видами занятий и организационных форм обучения являются:
· лекция;
· практическое занятие;
· семинар;
· лабораторное занятие;
· консультация;
· индивидуальное занятие;
· контрольная работа;
· контрольное модульное тестирование;
· коллоквиум;
· научно-исследовательская работа;
· практика;
· курсовое проектирование (курсовая работа);
· самостоятельная работа студентов;
· выпускная квалификационная работа (дипломная работа);
2.9. В вузе ведется следующая учетная документация, необходимая для организации учебного процесса:
в деканате
· журнал посещаемости занятий студентами;
· текущая рейтинговая ведомость;
· экзаменационная (зачетная) ведомость;
· экзаменационный (зачетный) лист (для индивидуальной сдачи экзамена или зачета);
· зачетная книжка студента;
· учебная карточка студента;
· личная карточка студента;
· журнал регистрации направлений на пересдачу;
на кафедрах
· журнал открытых занятий и взаимопосещений преподавателей;
· ведомость выполнения месячной учебной нагрузки ППС;
в учебно-методическом управлении
· ведомости месячной учебной нагрузки по кафедрам;
· ведомости семестровой учебной нагрузки по кафедрам;
· сводные ведомости годовой учебной нагрузки по кафедрам и институту.
3. Указания к составлению расписания занятий
3.1. В будние дни недели ставятся не более 3-4 пар занятий в день (без учета занятий по физической культуре и факультативам). В субботу ставится не более 2-х пар занятий. Зачетная неделя по возможности освобождается от аудиторных занятий.
3.2. Первые две недели семестра являются пусковыми, где главным образом выставляются лекционные занятия.
При составлении расписания следует учитывать в первую очередь интересы студентов – т.е. создавать им благоприятные условия для усвоения учебного материала.
3.3. В течение рабочего дня лекции должны чередоваться с практическими (лабораторными) занятиями, сложные дисциплины с менее сложными. Лекционные занятия должны опережать практические и лабораторные занятия.
Не следует допускать более двух пар лекционных или практических (семинарских) занятий в один день на студента. Кроме того, не допускается более двух пар занятий по одной и той же дисциплине в день на студента.
3.4. При составлении расписания следует учитывать, что в течение рабочей недели работоспособность студента в понедельник после воскресного отдыха низкая, во вторник повышается, в среду достигает максимума и начинает снижаться, в четверг и пятницу понижается (до уровня понедельника). В субботу возможен кратковременный подъем работоспособности в виде «конечного порыва».
Нельзя допускать свободные пары («окна») между занятиями, кроме случаев перехода студентов и преподавателей из одного удаленного корпуса в другой. На переход для студентов и преподавателей между удаленными корпусами дается не менее 40 минут.
3.5. Необходимо учитывать мнение ведущих преподавателей дисциплин по распределению аудиторного времени, изложенного ими в графике прохождения дисциплины, который представляется в деканат за месяц до начала занятий.
При составлении расписания принимается во внимание распределение нагрузки по модулям рейтинговой системы оценивания студентов. Если дисциплина рассчитана на три модуля, она включается в расписание на протяжении всего семестра, если на два модуля – в первую и вторую части семестра или во вторую и третью. Одномодульные дисциплины могут выставляться в начало, середину или конец семестра.
3.6. Расписание занятий должно быть стабильным в семестре и меняться в исключительных случаях производственной необходимости (болезни, командировки и т.п.).
Заведующий кафедрой, на которой работает выбывающий преподаватель, должен произвести замену занятий членами своей кафедры. Если замена не получается, то он должен обратиться в соответствующий деканат с просьбой о замене свободными преподавателями других кафедр. Командируемый преподаватель пишет заявление на имя ректора о командировке, согласованное с соответствующим деканом, где указывается замена его занятий на время командировки. Уезжать в командировку без замены занятий преподавателю не разрешается. Декан не имеет права отпускать преподавателя в командировку без согласования с администрацией.
4.Программы обучения и учебные планы
4.1.На основании государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, утвержденных Министерством образования и науки РФ и рекомендаций Учебно-методических объединений по специальностям, федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования институт самостоятельно разрабатывает и утверждает учебные планы, по которым осуществляется подготовка студентов, в том числе для индивидуального обучения лиц с учетом уровня их предшествующей подготовки и способностей;
4.2. Основная образовательная программа (ООП)вуза по направлению или по специальности представляет собой комплект нормативных документов, определяющих цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания. ООП разрабатывается на основе ГОС и ФГОС ВПО с учетом примерных учебных планов и примерных программ, рекомендуемых учебно-методическими объединениями (УМО) по направлениям и специальностям.
4.2.1. Структура основной образовательной программы:
· пояснительная записка к основной образовательной программе;
· пояснительная записка к базовому учебному плану;
· базовый учебный план и зарегистрированный перечень специализаций;
· программы учебных дисциплин (учебно-методические комплексы) федерального и национально-регионального (вузовского) компонентов. Программы дисциплин по выбору могут меняться в течение всего срока реализации основной образовательной программы, поэтому они являются приложением к ООП (утверждаются на совете факультета);
· программы итоговой аттестации;
· программы практик;
· характеристика учебно-методического обеспечения;
· заключение учебно-методического объединения (экспертная оценка) и приказ Министерства образования и науки РФ об открытии специальности;
· выписка из заседания совета факультета об утверждении основной образовательной программы;
· выписка из заседания Ученого совета института об утверждении основной образовательной программы;
4.3. Порядок утверждения и внесения изменений в учебный план.
4.3.1. Утверждение учебного плана.
Учебные планы специальности или направления разрабатываются деканатами с участием выпускающих кафедр на основе ГОС ВПО, примерного учебного плана, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации, согласуются с заведующими всех кафедр, обеспечивающими дисциплины учебного плана, проходят экспертизу в учебно-методическом управлении, утверждаются на Ученом совете факультета и института.
Учебный план включает график учебного процесса, содержащий перечень учебных дисциплин, время, период и логическую последовательность их изучения, виды занятий и учебных практик, формы и сроки промежуточной и итоговой аттестации. Базовый учебный план должен быть стабильным и рассчитанным на весь установленный срок обучения в вузе.
4.3.2. Внесение изменений в учебный план.
Внесение изменений в ранее принятый базовый учебный план, при необходимости, осуществляется по представлению совета факультета и утверждается ученым советом института. При внесении изменений в учебные планы факультеты имеют право менять вариативный компонент учебного плана (НРК, КПВ, ФТД), как правило в течение данного учебного года. Изменения должны быть согласованы в учебно-методическом управлении, куда предоставляется выписка из решения совета факультета о внесенных в учебные планы коррективах.
4.4. Особенности составления учебных планов для заочной формы обучения.
При составлении учебных планов для заочной формы обучения необходимо учитывать следующее:
· учебные планы для заочной формы обучения составляются в соответствии с требованиями ГОС ВПО и на основе учебных планов для очной формы обучения;
· соотношение аудиторных часов и часов, отводимых на самостоятельную работу, – 1:3;
· учебный план для заочной формы обучения должен предусматривать возможность занятий студентов с преподавателем в объеме не более 200 часов в год.
4.5. Программы учебных дисциплин (учебно-методические комплексы, электронные учебно-методические комплексы) разрабатываются кафедрами СГПИ, утверждаются на заседании кафедры, проходят экспертизу на соответствии ГОС ВПО в учебно-методическом управлении.
5. Контроль учебного процесса
5.1. Целями контроля учебного процесса в СГПИ являются:
· установление соответствия организации учебного процесса требованиям директивных документов, приказов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность вуза;
· реализация учебных планов и программ учебных дисциплин;
· совершенствование теоретического и методического уровня проведения занятий;
· совершенствование организации и проведения самостоятельной работы студентов;
· совершенствование уровня материально-технического обеспечения учебных занятий и состояние учебно-материальной базы;
· улучшение состояния учебной дисциплины на занятиях.
· систематическое повышение качества подготовки специалистов, уровня знаний, умений и навыков обучающихся.
5.2. Контроль должен быть целенаправленным, систематическим, объективным, действенным и охватывать все стороны учебного процесса. Он должен выявлять положительный опыт и недостатки в учебной и методической работе, сочетаться с оказанием практической помощи кафедрам, отделам и службам, обеспечивая в конечном итоге повышение качества учебного процесса.
5.3. Контроль проводится в форме:
· -комплексных и тематических проверок кафедр и факультетов;
-рассмотрения состояния работы на ученом совете института;
· -участия руководящего состава учебного заведения в заседаниях кафедр, советах факультетов и совещаниях отделов;
· -рассмотрения и утверждения соответствующими структурами СГПИ учебно-методической документации и документации по организации учебного процесса;
· -контрольных срезов остаточных знаний студентов (ректорских контрольных работ);
-модульного контроля по рейтинговой системе оценивания успеваемости студентов;
· -проверок реализации расписания занятий, посещения аудиторных занятий, индивидуальной работы преподавателей и др;
5.4. Контроль в вузе осуществляется ректоратом, учебно-методическим управлением, деканами, заместителями деканов, заведующими кафедрами.
5.5. Контроль образовательного процесса проводится в соответствии с общевузовскими планами, графиками, разрабатываемыми ректоратом и учебно-методическим управлением.
5.6. Лицам, проводящим контроль, не разрешается вмешиваться в работу преподавателя во время занятия или делать ему замечания.
5.7. По окончании контрольного посещения (но не позднее следующего дня) проверяющий(ие) проводит анализ занятия с участием преподавателя на кафедре, при необходимости - в присутствии представителей администрации вуза, анализирует положительные и отрицательные стороны в организации и методике проведения занятия, дает рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков.
5.8. Результаты проверки отражаются в протоколе заседания кафедры. Запись должна содержать всесторонний разбор занятия с указанием положительных и отрицательных сторон и давать соответствующие рекомендации. Протокол должен быть подписан всеми участниками обсуждения и преподавателем.
5.9. Результаты контроля анализируются заведующим кафедрой и обсуждаются на заседании кафедры (методической секции и т.п.).
5.10. Результаты педагогического контроля в масштабе вуза анализируются учебно-методическим управлением, обсуждаются на заседаниях ученого и методического советов, по результатам обсуждения разрабатываются мероприятия по совершенствованию учебного процесса.
5.11. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов проводится с целью получения необходимой информации о выполнении ими учебного плана в соответствии с графиком учебного процесса, установления качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленной цели обучения, стимулирования самостоятельной работы студентов.
5.12. Контроль успеваемости студентов делится на текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.
4.13. Контроль качества подготовки студентов осуществляется внутренним мониторингом качества через организацию следующих мероприятий:
· текущее тестирование (компьютерное, бланочное);
· Интернет-тестирование;
· тестирование на базе программ АСТ центра.
4.14. Тестирование студентов осуществляется на основании приказов и распоряжений:
· ректора;
· проректора по учебной работе;
· деканов;
· заведующих кафедрами.
Преподаватели проводят тестирование согласно утвержденным графикам контроля знаний студентов.
4.15. Отдел управления качеством образования составляет графики проведения тестирования и обеспечивает взаимодействие МГПУ с центрами Интернет-тестирования и АСТ центра.
4.16. Деканы факультетов организуют проведение тестирования.
4.17. Заведующие кафедрами обеспечивают контроль качества подготовки студентов к тестированию.
4.18. Отдел организации учебного процесса обеспечивает возможность проведения Интернет-тестирования в компьютерных классах МГПУ.
4.19. Проректор по информатизации обеспечивает готовность технических средств вуза к Интернет-тестированию.
5. Ответственность за организацию учебного процесса
5.1. Совет факультета, осуществляя общее руководство факультетом:
· утверждает основные образовательные программы подготовки специалистов на факультете, программы практик, программы итоговой государственной аттестации;
· рассматривает проекты учебных планов по специальностям и направлениям факультета, утверждает изменения к ним;
· заслушивает отчеты декана факультета, заместителей декана, заведующих кафедрами и разрабатывает мероприятия по дальнейшему улучшению качественной подготовки специалистов;
· утверждает отдельным студентам индивидуальный план обучения.
5.2. Декан факультета, контролируя и организуя учебный процесс на факультете, исполняет следующие обязанности:
· руководит учебной, воспитательной и научной работой на факультете;
· возглавляет работу по созданию и реализации основных образовательных программ, учебных планов;
· контролирует реализацию текущего расписания, расписания экзаменационных сессий и расписания итоговой государственной аттестации;
· организует контроль самостоятельной работы студентов;
· осуществляет координацию деятельности учебных подразделений, входящих в состав факультета.
5.3. Заместитель декана по учебной работе организуя учебный процесс на факультете:
· осуществляет непосредственное руководство учебно-методической работой на факультете;
· обеспечивает составление и корректировку учебных планов;
· обеспечивает выполнение учебных планов и программ;
· обеспечивает реализацию учебных планов посредством расписания;
· составляет расписание экзаменационных сессий и расписание итоговой государственной аттестации;
· координирует деятельность кафедр и отдела организации учебного процесса по реализации расписания;
· контролирует работу кафедр и преподавателей в ходе учебного процесса.
5.4. Методист деканата в ходе учебного процесса:
· осуществляет непосредственную связь между преподавателями кафедр данного факультета, студентами, деканатами и кафедрами других факультетов МГПУ.
· своевременно информирует преподавателей об изменениях, касающихся организации учебного процесса