Кубанский государственный университет

Филиал в г. Славянске-на-Кубани

Правопреемник Славянского-на-Кубани государственного педагогического института


Объявления
Образовательные ресурсы

Импакт-фактор российских научных журналов



/ НОРМАТИВНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Положение об организации учебного процесса в ГОУ ВПО «Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт

Положение об организации учебного процесса

 
Положение
об организации учебного  процесса
в ГОУ ВПО «Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт

 
     

Настоящее Положение разработано в целях наиболее оптимальной организации   учебного процесса  в  СГПИ на основании   следующих нормативных документов и локальных актов:
·                    Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992., № 3266-1;
·                    Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996., № 125-ФЗ;
·                    Типового Положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2008., № 71;
·                    Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям и направлениям и федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;
·                    Письма Министерства образования РФ от 19.05.2000., № 14-52-357 ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе ГОС»;
·                    «Положения об учебной нагрузке СГПИ»;
·                    «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников СГПИ»;
·                    «Положения о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов СГПИ».
 
    Под учебным процессом в вузе понимается целенаправленная совместная деятельность руководящего, профессорско-преподавательского состава, учебно-вспомогательного,  административно - хозяйственного персонала и обучающихся по подготовке высококвалифицированных специалистов.
 
1. Основные задачи учебного  процесса
1.1. Подготовка  квалифицированных  специалистов  с  высшим  и послевузовским  образованием.
1.2. Удовлетворение  потребности  личности  в   интеллектуальном, культурном и нравственном развитии,  приобретении высшего образования, специальности и квалификации.
1.3. Реализация в ходе учебного процесса компетентностного подхода освоения государственных образовательных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
1.4. Распространение правовых,  гуманитарных и педагогических  знаний, повышение    общеобразовательного и культурного уровня обучающихся.
 
2. Организация учебного процесса
 
             2.1. Общие требования к организации учебного процесса:
2.1.1. Учебный   процесс    основывается    на    государственных образовательных  стандартах  высшего  профессионального образования и федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям и специальностям,  примерных учебных планах,   примерных программах     дисциплин,    основных образовательных программах по направлениям и специальностям СГПИ и требованиях к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования.
2.1.2. Освоение    образовательных    программ     всех     видов профессионального   образования   завершается   обязательной  итоговой аттестацией выпускников.
            2.2. Организация учебного процесса призвана обеспечивать:
2.2.1. Современный  научный  уровень   подготовки   специалистов, оптимальное соотношение теоретического и практического обучения.
2.2.2. Логически правильное,  научно и  методически  обоснованное соотношение и последовательность преподавания дисциплин, планомерность и ритмичность учебного процесса.
2.2.3. Органическое единство процесса обучения и воспитания.
2.2.4. Внедрение в учебный процесс новейших  достижений  науки  и техники,   передового   опыта.  
2.2.5. Рациональное  сочетание  традиционных  методов  передачи и закрепления научной информации с новейшими достижениями педагогики.
2.2.6. Создание   необходимых    условий    для    педагогической деятельности  профессорско-преподавательского  состава  и освоения обучающимися профессиональных   учебных   программ,   их   творческой самостоятельной работы.
        2.3. Основными   документами,    определяющими    содержание    и организацию учебного процесса в вузе, являются: рабочие учебные планы, учебно-методические комплексы дисциплин,    программы учебных дисциплин.
            2.4. Основным условием организации  учебного  процесса  является его планирование, цель которого -    обеспечение полного и качественного  выполнения  рабочих  учебных  планов   и   программ.  Базовыми элементами планирования являются:
·                    рабочий учебный план специальности;
·                    годовой график учебного процесса;
·                    расчет объема учебной нагрузки по кафедрам (расчет штатов);
·                    планирование рабочего и учебного времени для ППС и обучающихся;
·                    аудиторный фонд.
2.4.1. Рабочий учебный план составляется деканом факультета на основании учебного плана специальности, проверяется учебно-методическим управлением и утверждается Ученым советом института в апреле месяце предыдущего учебного года.
2.4.2. Годовой график учебного процесса разрабатывается деканом факультета на основе рабочего  учебного  плана  на  учебный  год,  контролируется  учебно-методическим управлением и является основой приказа об организации учебного процесса. В нем определяются сроки теоретического обучения,  экзаменационных сессий,   каникул,   учебной практики и т.п.
2.4.3. Декан факультета на основании рабочего учебного плана делает выписки из него на соответствующие кафедры, в которых указывается учебное время, отводимое на каждую дисциплину закрепленную за кафедрой в соответствии с ее профилем.
2.4.4. Расчет объема учебной нагрузки по кафедре (расчет штатов) СГПИ осуществляется заведующим кафедрой на основании выписок из рабочих учебных планов специальностей в соответствии с нормами учебного времени, согласуется с учебно-методическим управлением и утверждается первым проректором института.
2.4.5. Распределение запланированной учебной нагрузки между преподавателями осуществляется заведующими кафедрами по согласованию с деканами факультетов. Карточки индивидуальных поручений ППС кафедр предоставляются в учебно-методическое управление за 3 (три) месяца до начала учебного года и утверждается первым проректором института в июне месяце. Зав. кафедрами представляют в соответствующие деканаты сведения о распределении нагрузки кафедры между членами кафедры.
2.4.6. В случае производственной необходимости корректировка расчета часов по кафедре и карточек индивидуальных поручений проводится зав. кафедрами в течение сентября текущего года и утверждается проректором по учебной работе.
2.4.7. Планирование рабочего и учебного времени ППС и студентов предполагает:
начало занятий – 8.30 час., продолжительность аудиторных занятий – 1 пара (2 академических часа по 45 минут, всего 1 пара 90 мин. без перерыва, с 10-ти минутным перерывом между парами и 20 мин. перерывом после второй пары).
2.4.8. Аудиторный фонд университета является общим для всех факультетов и форм обучения. Контроль использования  аудиторного фонда проводится деканатами факультетов (по корпусам) и учебно-методическим управлением в течение  учебного года.
            2.5. Учебно-методическое управление составляет базовое расписание поточных аудиторных занятий   на основании своевременно  предоставленной информации:
·                    графиков учебного процесса;
·                    рабочих учебных планов;
·                    расписания проведения рейтинговых модулей по дисциплинам;
·                    индивидуальной нагрузки ППС (штатных, совместителей).
2.5.1. Расписание составляется по принципу четной и нечетной недели. Расписание учебных занятий основывается на следующих основных положениях:
·                    заполнение вакантных должностей (информация предоставляется деканами и зав. кафедрами);
·                    своевременная замена временно отсутствующего преподавателя - командировка, стажировка, по болезни и т. п. (информация предоставляется  зав. кафедрами);
·                    индивидуальная нагрузка ППС, не превышающая 1 ставку (информация предоставляется  зав. кафедрами);
·                    обеспечение работы внешних и внутренних совместителей (информация предоставляется  зав. кафедрами);
·                    занятость аудиторного фонда (учебно-методическое управление);
·                    занятость компьютерных классов (учебно-методическое управление).
2.5.2. Деканы факультетов разрабатывают расписание занятий по своим специальностям, используя базовое расписание поточных занятий и сведения об учебной нагрузке ППС, и представляют его в учебно-методическое управление на согласование, после чего расписание занятий утверждается первым проректором института за месяц до начала занятий.
2.5.6. В расписании  должна  содержаться  полная  информация  о времени, месте и виде занятий  для  каждой специальности, каждого  курса,  отдельных  его  потоков  и учебных  групп,  с указанием изучаемых дисциплин и преподавателей,  проводящих занятия. Ответственность за обеспечение учебного процесса (аудиторной работы) лежит  на заведующих кафедрами и контролируется деканами факультетов и учебно-методическим управлением.
        2.6. При     организации     учебного     процесса     необходимо руководствоваться следующим:
·                    учебный год по очной и заочной  форме  обучения  начинается 1 сентября и делится  на  два семестра, каждый из которых заканчивается зачетно-экзаменационной сессией;
·                    максимальный объем учебной нагрузки студента не  должен превышать  54  часов  в  неделю,  включая  все  виды  аудиторной и внеаудиторной учебной работы;
·                    объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю;
·                    часы по физической культуре и факультативным дисциплинам не входят в еженедельную 27 часовую нагрузку;
·                     для   всех  видов  аудиторных  занятий  устанавливается академический  час продолжительностью 45  минут;
·                    для других видов учебной работы ППС (контрольные работы, курсовые работы, практика, руководство ВКР и т.д.) 1 час работы равен 1 астрономическому часу (60 минут).
·                    2.7.  Организация и проведение экзаменационной сессии.
2.7.1. Расписание экзаменационной сессии составляется деканатом в строгом соответствии с учебным планом и утверждается проректором по учебной работе не позднее, чем за месяц до начала сессии. Даты проведения экзаменов устанавливаются с учетом обязательного трехдневного срока на подготовку студентов к экзамену по очной форме обучения и одного дня по заочной форме обучения..
2.7.2. Согласование расписания экзаменационной сессии между факультетами, обще институтскими кафедрами и деканатами и распределение аудиторий проводит учебно-методическое управление.
2.7.3. Все изменения в расписании сессий проходят согласования в учебно-методическом управлении.
2.7.5. Экзамен разрешается проводить только в установленной расписанием аудитории. Если необходимо изменить аудиторию, преподаватель обязан получить на это разрешение учебно-методического управления и поставить в известность декана факультета.
            2.8. Основными видами занятий и организационных форм обучения являются:
·                    лекция;
·                    практическое занятие;
·                    семинар;
·                    лабораторное занятие;
·                    консультация;
·                    индивидуальное занятие;
·                    контрольная работа;
·                    контрольное модульное тестирование;
·                    коллоквиум;
·                    научно-исследовательская работа;
·                    практика;
·                    курсовое проектирование (курсовая работа);
·                    самостоятельная работа студентов;
·                    выпускная квалификационная работа (дипломная работа);
        2.9. В  вузе  ведется  следующая    учетная документация, необходимая для организации учебного процесса:
        в деканате
·                    журнал посещаемости занятий студентами;
·                    текущая рейтинговая ведомость;
·                    экзаменационная (зачетная) ведомость;
·                    экзаменационный   (зачетный)  лист  (для  индивидуальной  сдачи экзамена или зачета);
·                    зачетная книжка студента;
·                    учебная карточка студента;
·                    личная карточка студента;
·                    журнал регистрации направлений на пересдачу;
      на кафедрах
·                    журнал открытых занятий и взаимопосещений преподавателей;
·                    ведомость выполнения месячной учебной нагрузки ППС;
      в учебно-методическом управлении
·                    ведомости месячной учебной нагрузки по кафедрам;
·                    ведомости семестровой учебной нагрузки по кафедрам;
·                    сводные ведомости годовой учебной нагрузки по кафедрам и институту.
 
3. Указания к составлению расписания занятий
3.1. В будние дни недели ставятся не более 3-4 пар занятий в день (без учета занятий по физической культуре и факультативам). В субботу ставится не более 2-х пар занятий. Зачетная неделя по возможности освобождается от аудиторных занятий.
3.2. Первые две недели семестра являются пусковыми, где главным образом выставляются лекционные занятия.
При составлении расписания следует учитывать в первую очередь интересы студентов – т.е. создавать им благоприятные условия для усвоения учебного материала.
3.3. В течение рабочего дня лекции должны чередоваться с практическими (лабораторными) занятиями, сложные дисциплины с менее сложными. Лекционные занятия должны опережать практические и лабораторные занятия.
Не следует допускать более двух пар лекционных или практических (семинарских) занятий в один день на студента. Кроме того, не допускается более двух пар занятий по одной и той же дисциплине в день на студента.
3.4. При составлении расписания следует учитывать, что в течение рабочей недели работоспособность студента в понедельник после воскресного отдыха низкая, во вторник повышается, в среду достигает максимума и начинает снижаться, в четверг и пятницу понижается (до уровня понедельника). В субботу возможен кратковременный подъем работоспособности в виде «конечного порыва».
Нельзя допускать свободные пары («окна») между занятиями, кроме случаев перехода студентов и преподавателей из одного удаленного корпуса в другой. На переход для студентов и преподавателей между удаленными корпусами дается не менее 40 минут.
3.5. Необходимо учитывать мнение ведущих преподавателей дисциплин по распределению аудиторного времени, изложенного ими в графике прохождения дисциплины, который представляется в деканат за месяц до начала занятий.
При составлении расписания принимается во внимание распределение нагрузки по модулям рейтинговой системы оценивания студентов. Если дисциплина рассчитана на три модуля, она включается в расписание на протяжении всего семестра, если на два модуля – в первую и вторую части семестра или во вторую и третью. Одномодульные дисциплины могут выставляться в начало, середину или конец семестра.
3.6. Расписание занятий должно быть стабильным в семестре и меняться в исключительных случаях производственной необходимости (болезни, командировки и т.п.).
Заведующий кафедрой, на которой работает выбывающий преподаватель, должен произвести замену занятий членами своей кафедры. Если замена не получается, то он должен обратиться в соответствующий деканат с просьбой о замене свободными преподавателями других кафедр. Командируемый преподаватель пишет заявление на имя ректора о командировке, согласованное с соответствующим деканом, где указывается замена его занятий на время командировки. Уезжать в командировку без замены занятий преподавателю не разрешается. Декан не имеет права отпускать преподавателя в командировку без согласования с администрацией.
 
4.Программы обучения и учебные планы
 
            4.1.На основании государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, утвержденных Министерством образования и науки РФ и рекомендаций Учебно-методических объединений по специальностям, федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования институт самостоятельно разрабатывает и утверждает учебные планы, по которым осуществляется подготовка студентов, в том числе для индивидуального обучения лиц с учетом уровня их предшествующей подготовки и способностей;
         4.2. Основная образовательная программа (ООП)вуза по направлению или по специальности представляет собой комплект нормативных документов, определяющих цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания. ООП разрабатывается на основе ГОС и ФГОС ВПО с учетом примерных учебных планов и примерных программ, рекомендуемых учебно-методическими объединениями (УМО) по  направлениям и специальностям.
            4.2.1. Структура основной образовательной программы:
·                    пояснительная записка к основной образовательной программе;
·                    пояснительная записка к базовому учебному плану;
·                    базовый учебный план и  зарегистрированный перечень специализаций;
·                    программы учебных дисциплин (учебно-методические комплексы) федерального и национально-регионального (вузовского) компонентов. Программы дисциплин по выбору могут меняться в течение всего срока реализации основной образовательной программы, поэтому они являются приложением к ООП (утверждаются на совете факультета);
·                    программы итоговой аттестации;
·                    программы практик;
·                    характеристика учебно-методического обеспечения;
·                    заключение учебно-методического объединения (экспертная оценка) и приказ Министерства образования и науки РФ об открытии специальности;
·                    выписка из заседания совета факультета об утверждении основной образовательной программы;
·                    выписка из заседания Ученого совета института об утверждении основной образовательной программы;
            4.3. Порядок утверждения и внесения изменений в учебный план.
            4.3.1. Утверждение учебного плана.
      Учебные планы специальности или направления разрабатываются деканатами с участием выпускающих кафедр на  основе ГОС ВПО, примерного  учебного плана,  утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации, согласуются с заведующими всех кафедр, обеспечивающими дисциплины учебного плана, проходят экспертизу в учебно-методическом управлении, утверждаются на Ученом совете факультета и института.
     Учебный  план  включает  график  учебного процесса,  содержащий  перечень  учебных  дисциплин,  время, период  и  логическую  последовательность их изучения,  виды занятий и учебных практик, формы и сроки промежуточной и итоговой аттестации. Базовый учебный  план должен быть стабильным и рассчитанным на весь установленный срок обучения в вузе.
        4.3.2. Внесение изменений в учебный план.
Внесение изменений в ранее принятый базовый учебный план, при необходимости, осуществляется по представлению совета факультета и утверждается ученым советом института. При внесении изменений в учебные планы факультеты имеют право менять вариативный компонент учебного плана (НРК, КПВ, ФТД), как правило в течение данного учебного года. Изменения должны быть согласованы в учебно-методическом управлении, куда предоставляется выписка из решения совета факультета о внесенных в учебные планы коррективах.
         4.4. Особенности составления учебных планов для заочной формы обучения.
     При составлении учебных планов для заочной формы обучения необходимо учитывать следующее:
·                    учебные планы для заочной формы обучения составляются в соответствии с требованиями ГОС ВПО и на основе учебных планов для очной формы обучения;
·                    соотношение аудиторных часов и часов, отводимых на самостоятельную работу, – 1:3;
·                    учебный план для заочной формы обучения должен предусматривать возможность занятий студентов с преподавателем в объеме не более 200 часов в год.
        4.5. Программы учебных дисциплин (учебно-методические комплексы, электронные учебно-методические комплексы) разрабатываются кафедрами СГПИ, утверждаются на заседании кафедры, проходят экспертизу на соответствии ГОС ВПО в учебно-методическом управлении.
 
5. Контроль учебного процесса
 
            5.1. Целями контроля учебного процесса в СГПИ являются:
·        установление соответствия   организации   учебного   процесса    требованиям директивных документов,  приказов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность вуза;
·                    реализация учебных планов и программ учебных дисциплин;
·                    совершенствование теоретического  и методического уровня проведения занятий;
·                    совершенствование организации и проведения самостоятельной работы студентов;
·                    совершенствование уровня материально-технического обеспечения учебных  занятий и состояние учебно-материальной базы;
·                    улучшение состояния учебной дисциплины на занятиях.
·                    систематическое повышение качества  подготовки  специалистов,  уровня  знаний,  умений и навыков обучающихся.
       5.2. Контроль  должен  быть  целенаправленным,   систематическим, объективным,  действенным  и охватывать все стороны учебного процесса. Он должен  выявлять  положительный  опыт  и  недостатки  в  учебной  и методической   работе,  сочетаться  с  оказанием  практической  помощи кафедрам,  отделам и службам,  обеспечивая в конечном итоге  повышение качества учебного процесса.
         5.3. Контроль проводится в форме:
·        -комплексных  и тематических проверок кафедр и факультетов;
         -рассмотрения состояния работы на ученом совете института;
·       -участия   руководящего   состава   учебного   заведения  в заседаниях кафедр, советах факультетов и совещаниях отделов;
·        -рассмотрения  и  утверждения соответствующими структурами СГПИ учебно-методической  документации  и  документации  по  организации учебного процесса;
·        -контрольных срезов остаточных знаний студентов (ректорских контрольных работ);
         -модульного контроля по рейтинговой системе оценивания успеваемости студентов;
·        -проверок реализации расписания занятий, посещения аудиторных занятий, индивидуальной работы преподавателей и др;
       5.4. Контроль в вузе осуществляется ректоратом, учебно-методическим управлением,  деканами, заместителями деканов, заведующими кафедрами.
       5.5. Контроль образовательного процесса проводится в соответствии с общевузовскими планами,  графиками, разрабатываемыми ректоратом и учебно-методическим управлением.
       5.6. Лицам,  проводящим контроль,  не  разрешается  вмешиваться  в  работу преподавателя во время занятия или делать ему замечания.
       5.7. По  окончании  контрольного   посещения   (но   не   позднее следующего   дня)  проверяющий(ие)  проводит  анализ   занятия  с  участием преподавателя на кафедре,   при  необходимости  -  в присутствии представителей администрации    вуза,   анализирует   положительные   и   отрицательные  стороны  в организации  и  методике  проведения  занятия,  дает  рекомендации   и предложения по устранению выявленных недостатков.
       5.8. Результаты  проверки  отражаются в протоколе заседания  кафедры.  Запись должна содержать всесторонний разбор занятия с указанием положительных и отрицательных   сторон   и  давать  соответствующие  рекомендации. Протокол должен быть подписан всеми участниками обсуждения и преподавателем.
        5.9. Результаты контроля анализируются заведующим  кафедрой  и обсуждаются на заседании кафедры (методической секции и т.п.).
      5.10. Результаты   педагогического   контроля   в  масштабе  вуза анализируются учебно-методическим управлением,  обсуждаются на  заседаниях  ученого  и методического   советов,  по  результатам  обсуждения  разрабатываются мероприятия по совершенствованию учебного процесса.
       5.11. Контроль   успеваемости  и  качества  подготовки  студентов проводится с целью получения необходимой информации о  выполнении  ими учебного плана в соответствии с графиком  учебного  процесса,  установления  качества усвоения учебного материала,   степени   достижения    поставленной    цели    обучения, стимулирования самостоятельной работы студентов.
       5.12. Контроль  успеваемости  студентов   делится   на   текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.
      4.13.  Контроль качества подготовки студентов осуществляется внутренним мониторингом качества через организацию следующих мероприятий:
·                    текущее тестирование (компьютерное, бланочное);
·                    Интернет-тестирование;
·                    тестирование на базе программ АСТ центра.
4.14. Тестирование студентов осуществляется на основании приказов и распоряжений:
·                    ректора;
·                    проректора по учебной работе;
·                    деканов;
·                     заведующих кафедрами.
Преподаватели проводят тестирование согласно утвержденным графикам контроля знаний студентов.
            4.15. Отдел управления качеством образования составляет графики проведения тестирования и обеспечивает взаимодействие МГПУ с центрами Интернет-тестирования и АСТ центра.
            4.16. Деканы факультетов организуют проведение тестирования.
            4.17. Заведующие кафедрами обеспечивают контроль качества подготовки студентов к тестированию.
            4.18. Отдел организации учебного процесса обеспечивает возможность проведения Интернет-тестирования в компьютерных классах МГПУ.
            4.19. Проректор по информатизации обеспечивает готовность технических средств вуза к Интернет-тестированию.
 
5. Ответственность за организацию учебного процесса
 
5.1. Совет факультета, осуществляя общее руководство факультетом:
·                    утверждает основные образовательные программы подготовки специалистов на факультете, программы практик, программы итоговой государственной аттестации;
·                    рассматривает проекты учебных планов по специальностям и направлениям факультета, утверждает изменения к ним;
·                    заслушивает отчеты декана факультета, заместителей декана, заведующих кафедрами и разрабатывает мероприятия по дальнейшему улучшению качественной подготовки специалистов;
·                    утверждает отдельным студентам индивидуальный план обучения.
 
5.2. Декан  факультета, контролируя и организуя учебный процесс на факультете, исполняет следующие обязанности:
·        руководит учебной, воспитательной и научной работой на факультете;
·        возглавляет работу по созданию и реализации основных образовательных программ, учебных планов;
·        контролирует реализацию текущего расписания, расписания экзаменационных сессий и расписания итоговой государственной аттестации;
·        организует контроль   самостоятельной работы студентов;
·        осуществляет координацию деятельности учебных подразделений, входящих в состав факультета.
 
5.3. Заместитель декана по учебной работе организуя учебный процесс на факультете:
·                    осуществляет непосредственное руководство учебно-методической работой на факультете;
·                    обеспечивает составление   и корректировку   учебных планов;
·                    обеспечивает выполнение учебных планов и программ;
·                    обеспечивает реализацию учебных планов посредством расписания;
·                    составляет расписание экзаменационных сессий и расписание итоговой государственной аттестации;
·                    координирует деятельность кафедр и отдела организации учебного процесса по реализации расписания;
·                    контролирует работу кафедр и преподавателей  в ходе  учебного процесса.
 
5.4. Методист деканата в ходе учебного процесса:
·                    осуществляет непосредственную связь между преподавателями кафедр данного факультета, студентами, деканатами и кафедрами других факультетов МГПУ.
·                    своевременно информирует преподавателей об изменениях, касающихся организации учебного процесса

2011-01-12