/ НОРМАТИВНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Положение об организации самостоятельной работы студентов в сгпи
Положение
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В СГПИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996г. № 12-ФЗ, Федерального Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996г. № 125-ФЗ с изменениями и дополнениями, Типовым положением об образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008г, Инструктивным письмом МО РФ от 27.11.2002 № 14-55-996ин/15 "Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений", Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (утв. Распоряжением правительства РФ от 3 сентября 2005г. №1340-р) и Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования, концепцией управления качеством подготовки специалистов в СГПИ.
1.2. Подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, способных к компетентной, ответственной и эффективной деятельности по своей специальности на уровне мировых стандартов невозможна без повышения роли самостоятельной работы в образовательном процессе.
1.3. Значение роли самостоятельной работы в обучении студентов требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для самостоятельного освоения учебного материала; самостоятельное освоение учебного материала требует новых форм контроля и самоконтроля. В связи с этим возрастает значение методической работы преподавателей, по организации самостоятельной работы студентов.
1.4. В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения выделяется два вида самостоятельной работы: Самостоятельная работа студентов – индивидуальная и групповая учебная деятельность, осуществляемая аудиторно и внеаудиторно по заданиям преподавателя, без непосредственного его участия. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
1.5. Данное Положение определяет принципы и подходы к организации самостоятельной работы студентов и определяет ту часть самостоятельной работы, которая является учебной деятельностью студентов, организованной преподавателем.
2. Цель и задачи самостоятельной работы студента
2.1. Цель студенческой самостоятельной работы – овладение навыками самостоятельной деятельности, готовность к непрерывному профессиональному образованию и непрерывному саморазвитию, становление профессиональных компетенций:
- стремление к высокому качеству конечного продукта;
- умение творчески мыслить;
- умение ситуативной деятельности;
- умение демократического типа общения;
- умение использования и применения новых технологий по своему виду профессиональной деятельности;
- умение использования компьютера и мультимедиатехники;
- умение работы с обучаемыми;
- умение научно-исследовательской деятельности.
2.2. Задачи по организации самостоятельной работы студентов:
- обеспечение единства, непрерывности и целостности образовательного процесса на всех этапах его осуществления;
- создание условий для формирования у студентов навыков самостоятельной учебной, научно-исследовательской и практической работы, критического мышления;
- содействие углублению и расширению профессиональных научных и практических интересов студентов; применение знаний в нетрадиционных ситуациях;
- содействие гармоничному творческому развитию субъектов образования;
- формирование самостоятельность мышления, постоянную потребность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
В основе организации самостоятельной работы студентов СГПИ лежат концептуальные педагогические положения, отражающие новую педагогическую парадигму «студент - учение - преподаватель», ориентированную на студентоцентрированность, изменение роли преподавателя, проектирование результатов образования, ориентированность целей образования на потребности общества, работодателей и рынок труда.
Студент должен стать не объектом процесса обучения, а его субъектом. Студент должен не только овладеть определенным объемом знаний, умений, навыков, но, научиться самостоятельно приобретать знания, работать с информацией, овладевать способами познавательной деятельности, применять полученные знания, умения, навыки в практической деятельности, развивать свои профессионально-значимые качества, которые обеспечат его общекультурную и профессиональную компетентность.
3. Деятельность преподавателя
по организации самостоятельной работы студентов
Преподаватель формирует содержание, планирует, организует, руководит, контролирует самостоятельную работу студентов.
3.1. Формирование содержания самостоятельной работы студентов.
Преподаватель формирует содержание самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и учебных программ дисциплин.
Формирование содержания самостоятельной работы включает в себя:
- определение и обоснование необходимого минимума разделов, тем вопросов, заданий, выносимых на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов;
- определение содержания и объема теоретической учебной информации и практических заданий по каждой теме, которые выносятся на самостоятельную работу;
- отбор и предложение методов и форм самостоятельной работы студентов в соответствии с современными технологиями обучения;
- определение форм и методов контроля за выполнением самостоятельных заданий студентами;
- разработка критериев оценки результатов внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы с учетом требований к уровню подготовки студентов, определенных Госстандартом.
3.2. Планированиесамостоятельной работы студентов:
- планирование объема времени, отводимого на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине согласно государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебного плана.
3.3. Организация самостоятельной работы студентов:
- определение организационных форм самостоятельной работы студентов в соответствии с содержанием учебной дисциплины, графиком учебного процесса, учебным планом, с особенностями студенческой аудитории, индивидуальными особенностями студентов;
- обеспечение студентов информацией, списками основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсами и другими источниками;
- обеспечение учебно-методическим комплексом дисциплины;
- обеспечение графиком выполнения самостоятельной работы,
- обеспечение графиком консультаций,
- обеспечение методическими разработками тем для самостоятельного изучения,
- обеспечение информационно-методическими материалами (рабочей программой дисциплины, методическими рекомендациями, заданиями для самоконтроля и т.п.);
- обеспечение критериями оценки качества самостоятельной работы.
3.4. Руководство самостоятельной работой студентов:
Во время руководства преподаватель:
-консультирует студентов по методике выполнения самостоятельной работы, по выполнению конкретных заданий по дисциплине, по научной организации труда;
-разъясняет цели, средства, трудоемкость, сроки выполнения, формы контроля самостоятельной работы студентов;
-оптимизирует методы обучения, внедряет в учебный процесс новые технологии обучения, повышающие эффективности труда преподавателя;
-разрабатывают новые дидактические подходы для глубокого самостоятельного освоения студентами учебной дисциплины, перерабатывают учебный материал с целью увеличения доли СРС над его изучением;
-включает в самостоятельную работу индивидуальные задания повышенной сложности (проблемные, исследовательские, ситуационные, не имеющие прямого ответа в литературе).
3.5. Контроль выполнения самостоятельной работы:
Для контроля самостоятельной работы студентов могут быть использованы разнообразные формы, методы и технологии контроля.
- Формы: тестирование, самоотчёт, презентации, кейсы, защита творческих работ, защита рефератов, контрольные работы и др;
- Методы контроля: семинарские занятия, зачёты, коллоквиумы, лабораторные работы, практические работы, собеседования, экзамены;
- Технологии контроля: ситуативная, рейтинговая оценка, портфолио, самооценка и др.
- Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, указанного в учебных планах на аудиторные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов и проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.
- Контроль результатов самостоятельной работы студентов может проводиться одновременно с текущим и промежуточным контролем знаний студентов по соответствующей дисциплине.
- Результаты контроля самостоятельной работы студентов должны учитываться при осуществлении итогового контроля по дисциплине.
3.6. Критерии оценки самостоятельной работы студента:
Общепедагогическими критериями оценки результатов организованной самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала на уровне учебных компетенций;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление отчетного материала в соответствии с требованиями;
- творческий подход к выполнению самостоятельной работы;
- уровень сформированности аналитических, прогностических, рефлексивных умений;
- уровень владения устным и письменным общением;
- уровень владения новыми педагогическими технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к информации;
- уровень ответственности за свое обучение и самоорганизацию самостоятельной познавательной деятельности.
4. Деятельность студентов
по формированию и развитию навыков учебной самостоятельной работе.
В процессе самостоятельной работы студент приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления, саморефлексии и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.
4.1 Выполняя самостоятельную работу под контролем преподавателя студент должен:
- освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего/среднего профессионального образования (ГОС ВПО/ГОС СПО) по данной дисциплине.
- планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.
- осуществлять ее в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.
- выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов;
- применяет информационные технологии обучения, электронные учебники и обучающие программы, позволяющие ему в удобное для него время усваивать учебный материал.
4.2 .Студент может:
сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) и минимума обязательного содержания, определяемого ГОС ВПО/ГОС СПО по данной дисциплине:
- самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;
- предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;
- в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы;
- предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;
- использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки и другие информационные ресурсы сверх предложенного преподавателем перечня;
- использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.
5. Деятельность кафедр и факультетов
по организации самостоятельной работы студентов
Учебно-методическая комиссия кафедры и учебно-методический совет факультета выполняют важную роль в организации самостоятельной работы студентов:
- организуют кадровое, материально-техническое и программное сопровождение самостоятельной работы студентов;
- определяют объем самостоятельной работы студентов (соотношение часов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов);
- контролируют выполнение учебной нагрузки преподавателя в части самостоятельной работы студентов;
- обеспечивают методическое обеспечение самостоятельной работы студентов;
- создают банк методических разработок по самостоятельной работе студентов;
- организуют кафедральные и факультетские методические семинары;
- учитывают качество организации преподавателем самостоятельной работы студентов при переизбрании по конкурсу, заключении контракта;
- проводят экспертизу содержания самостоятельной работы студентов;
- учитывают предложения преподавателей о перераспределении часов на самостоятельную работу при составлении рабочего учебного плана;
- согласуют и утверждают графики самостоятельной работы студентов на семестр;
осуществляют контроль выполнения графиков самостоятельной работы студентов, анализ ее эффективности;
- осуществляют связь с библиотекой по вопросам книгообеспеченности дисциплин, закрепленных за кафедрой, формирует заказ на приобретение необходимых учебников и учебных пособий;-
-разнообразят формы организации НИРС, включают студентов в научные коллективы преподавателей, разрабатывают задания исследовательского характера в составе практических, семинарских и лабораторных занятий;
- разрабатывают план совершенствования самостоятельной работы студентов, обеспечивая самостоятельную работу студентов материально-техническими и информационными ресурсами;
- на заседаниях кафедр и факультетов систематически заслушивают отчеты преподавателей об организации и результативности организованной им самостоятельной работы с целью мониторинга, обмена опытом и выявления лучшего опыта по данному направлению педагогической деятельности.
6. Деятельность структур института по организации самостоятельной работы студентов
6.1.Учебно-методический совет
- проводит анализ и экспертизу рабочих планов, образовательных программ по курсам, дисциплинам, специальностям (в части реализации федерального и регионального компонентов);
- готовит документы и материалы для ректората по вопросам методической и организационной деятельности в области самостоятельной работы студентов;
-совершенствует методику организации научно-исследовательской работы студентов, как важной составляющей учебного процесса, готовящей студентов к самостоятельному выполнению профессиональных задач;
- совершенствует организацию самостоятельной работы студентов, её учебно-методического и материально-технического обеспечения и форм контроля.
- создает организационно-методические условия для увеличения доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе;
- совершенствует организацию обмена опытом по организации самостоятельной работы студентов, обсуждает вопросы СРС на научно-методических конференциях и семинарах;
- разрабатывает новые подходы к составлению учебных планов с увеличением доли самостоятельной работы студентов и изменением структуры учебной нагрузки преподавателя;
- модернизирует систему курсового и дипломного проектирования, повышает роль студентов в подборе материала и поиске путей решения поставленных задач, резко увеличивает степень самостоятельности выполнения курсовых и дипломных работ;
- организует разработку системы оценочных средств самостоятельной работы студента;
- при избрании преподавателей по конкурсу обращает особое внимание на их результаты в освоении методик преподавания, ориентированных в большей степени на самостоятельную работу студентов; учитывать методическое обеспечение СРС по закрепленным дисциплинам, использование информационных технологий обучения и компьютерного тестирования.
6.3.Административно-хозяйственная часть
создает необходимые материально-технические условия для обеспечения самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями ГОС ВПО/ГОС СПО, специфики профессиональных образовательных программ, особенностей реализации рабочих программ на основании заявок факультетов.
6.4.Информационно-вычислительный центр
Создает необходимые технические условия для:
- работы студентов с материалами видеотеки, слайдлекций, презентаций;
- изучения электронного варианта учебников и учебных пособий;
- работы с электронной библиотекой – индивидуальной работы по подбору и копированию фрагментов научной литературы для самостоятельного изучения;
- индивидуальных компьютерных тренингов (тестовых заданий, опросников, упражнений);
- работы в сети Интернет;
- самостоятельных занятий с обучающими компьютерными программами.
6.5. Методический кабинет кафедры:
- организует индивидуальную самостоятельную работу студентов в разрезе специальностей кафедры;
- обновляет учебно-методическую литературу и технические средства обучения в соответствии с потребностями учебного процесса;
- обеспечивает студентов электронными учебно-методическими комплексами;
- консультирует студентов по вопросам оформления отчетов по самостоятельной работе;
- оказывает помощь студентам в создании мультимедийных презентаций;
- оказывает консультативную помощь студентам в выполнении заданий по самостоятельной работе.
7. Условия реализации
Настоящее Положение действует с момента его принятия Ученым Советом СГПИ и является обязательным для реализации всеми административными и учебными подразделениями вуза.
Данное Положение может быть изменено и дополнено по инициативе ректора, Учебно-методического Совета, Ученого совета СГПИ.
Учебно-методические советы факультетов могут руководствоваться данным положением при разработке соответствующих положений о самостоятельной работе студентов с учетом специфики условий реализации конкретных образовательных программ.
Рекомендации по самостоятельной работе студентов входит в перечень документов учебно-методического комплекса дисциплины.
УМУ СГПИ
2011-01-12