Кубанский государственный университет

Филиал в г. Славянске-на-Кубани

Правопреемник Славянского-на-Кубани государственного педагогического института


Объявления
Образовательные ресурсы

Импакт-фактор российских научных журналов



/ НОРМАТИВНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Положение о непрерывной педагогической практике студентов Cлавянского-на-Кубани государственного педагогического института

ПОЛОЖЕНИЕ
О НЕПРЕРЫВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
СТУДЕНТОВ CЛАВЯНСКОГО-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
1. Общие положения
Практика студентов высшего учебного заведения является важнейшей составной частью их профессиональной подготовки.
Практика по своему содержанию, ведущим дидактическим и воспитательным целям де­лится на учебную (1-3 курс) имеющую пропедевтический характер, и производственную (ме­тодическую), при которой студент имеет свое рабочее место, и его участие в процессе обуче­ния несет в себе все основные черты деятельности специалиста (4-5 курсы).
Практика организуется как непрерывная - с 1 по 10 семестр включительно. На каждом этапе обучения (семестре) она осуществляется с учетом познавательного опыта, реальных возможностей студентов и конкретных дидактических целей. Задачи практики: углубить тео­ретические знания студентов, приобретенные в процессе академических занятий и вырабо­тать основные профессиональные педагогические умения и навыки.
Сроки и виды педагогической практики, ее содержание и форма организации определя­ются учебными планами факультетов, другими документами нормативного и методического характера, разрабатываемыми деканатом и кафедрами, ответственными за подготовку и про­ведение практики (программа практики, материалы по ее методическому обеспечению, доку­менты, определяющие систему контроля, учета ее результатов, отчетность и др.).
2. Содержание и структура педагогической практики
а) содержание учебной практики
Учебная практика (1-6 семестры) организуется кафедрами педагогики, психологии, а также специальными кафедрами, в тесной связи с изучаемыми педагогическими и методи­ческим дисциплинами. Ее содержание, форма организации определяется специальной Про­граммой практической подготовки студентов, разработанной кафедрами педагогики, психо­логии и специальными кафедрами.
Мера самостоятельности студентов младших курсов в работе с учащимися будет мини­мальной, а формы ее - простыми и доступными для них (посещение, и анализ уроков, вне­классных мероприятий, наблюдение за работой учителя, учеников, отбор фактического ма­териала для специального анализа в связи с изучением соответствующей темы и т.д.).
Подготовка и посещение школы (или другого учебно-воспитательного учреждения) за­ранее организуется преподавателем соответствующей кафедры в соответствии с планом се­минарского, лабораторного или практического занятия.
б) содержание производственной (методической) практики
Производственная (методическая) практика (8 - 10) семестры) организуется в основной своей части, с отрывом от учебных занятий и характеризуется высокой степенью самостоя­тельности студента при выполнении всего комплекса педагогической деятельности.
Методическая (производственная) практика включает в себя весь блок целевых устано­вок учебной практики и преследует главную цель - создать необходимые предпосылки для решения учебно-воспитательных задач при высокой степени самостоятельности студента. Практика на предвыпускном и выпускном курсе организуется соответствующими кафедрами и при максимальной самостоятельности студента под руководством методиста. Кафедры пе­дагогики и психологии принимают участие в проведении конференций, консультируют студентов, выборочно посещают уроки и внеклассные мероприятия.
СТРУКТУРА
непрерывной педагогической практики
 
Виды практики
 
Курс
 
Семестр
 
Режим практики
 
 
1 . Учебная практика
 
1-3
 
1-6
 
По специальному рас­писанию в связи   с   изучением   психолого-педагогических   дисци­плин   (не менее 10-12 часов в семестр)
 
 
2. Подготовка к летней педпрактике   в   летних оздоровительных учре­ждениях
 
3
 
6
 
В соответствии с учеб­ным планом в рамках курса "Теория и практи­ка работы в детских лет­них оздоровительных учреждениях" и по рас­писанию учебных заня­тий.
 
 
3.   Практика   в летних оздоровительных учре­ждениях ("летняя прак­тика")
 
3
 
6
 
2-3 недели в летний пе­риод.
 
4. Подготовка к произ­водственной    (методи­ческой практике)
 
4
 
7
 
В соответствии с учеб­ным планом в рамках курса "Актуальные проблемы   педагогиче­ской   теории и практи­ки", а также   частных методик и по расписа­нию занятий.
 
5.      Производственная (методическая) практи­ка   на   предвыпускном курсе)
 
4
 
8
 
6-7 недель
 
6.      Производственная (методическая практика на выпускном курсе)
 
5
 
9(10)
 
6-7 недель  
 
7. Анализ и обобщение результатов   произ­водственной       (мето­дической) практики на завершающем этапе пе­дагогической подго­товки студентов.
 
5
 
10
 
 
 
 
3. Цели и задачи педагогической практики
Во время учебной практики (1-6 семестр) осуществляется:
-       ознакомление студентов с общей организацией учебной и воспитательной практики школы, гимназии, лицея, ДДУ, класса, группы, путем наблюдения, бесед с директорами школы, его заместителями, классным руководителем, учителями, воспитателями, заве­дующим детским садом;
-       овладение методикой наблюдения учебно-воспитательного процесса, соотнесения на­блюдаемого с изучаемым теоретическим материалом;
-       отбор в процессе наблюдений и других форм общения студентов с учителями и школь­никами фактического материала как объекта педагогического и психологического ана­лиза на соответствующем академическом занятии и выработке умений и навыков такого анализа;
-       воспитание профессиональных качеств будущего учителя;
-       приобщение студентов к практической педагогической деятельности, формирование у них профессиональных умений, необходимых для успешного осуществления воспита­тельной работы с учащимися; установление связи между теоретическими знаниями, по­лученными при изучении психолого-педагогических и специальных дисциплин, и прак­тикой;
-       общение с детьми, изучение их возрастных и индивидуальных особенностей, специфи­ка учебно-воспитательной работы с детьми разных возрастов;
-       развитие творческого начала в студенте, выработка потребностей в профессиональном непрерывном самообразовании и самосовершенствовании;
-       выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности; выполнение заданий по возрастной и педагогической психологии, а также школьной гигиене; вооружение студентов методами самодиагностики и самосознания, а также методами изучения ребенка, выявления его способностей, мотивов и т.п.;
-              вооружение студентов основными умениями анализировать педагогические ситуации;
-              развитие у студентов навыков анализа и обобщения передового педагогического опыта.
 
 Во время педагогической практики на предвыпускном и выпускном курсах:
-       студенты должны выполнять работу учителя по специальности и классного руководителя;
-       использовать опыт творчески работающих учителей и коллективов, рекомендации современной педагогической науки.
 
 
4. Особенности прохождения педагогической практики студентами-заочниками
 различных групп и ее основные этапы
 
В зависимости от педагогического опыта и характера выполняемой практической работы студенты-заочники при прохождении педагогической практики делятся на три группы.
К первой группе относятся учителя (воспитатели), которые работают во всех типах школ по специальности, соответствующей профилю факультета.
Студенты, работающие по специальности, от педагогической практики освобождаются при наличии положительной характеристики с места работы.
Ко второй - учителя (воспитатели), которые работают в школе по специальности, не соответствующей профилю факультета, и педагогические работники других учебно-воспита­тельных учреждений (детдомов, дошкольных учреждений, профессионально-технических училищ и т. д.). К этой группе относятся и те студенты, которые преподавали по специально­сти, соответствующей профилю факультета, но имеют перерыв в работе более пяти лет.
Третью группу составляют студенты-заочники, не имеющие опыта педагогической дея­тельности.
Педагогическая практика студентов второй и третьей групп производится в городских и сельских школах и ДОУ всех типов.
Студенты-заочники второй группы проходят педагогическую практику на 4-5 курсах без отрыва от работы.
5. Руководство педагогической практикой
 
Руководство педагогической практикой студентов осуществляется на двух уровнях: институтском (зав. педпрактикой, деканы и их заместители, факультетский руководитель, групповые руководители, преподаватели кафедр педагогики, психологии, специальных и ме­тодических дисциплин) и школьном (директора школ, их заместители по учебно-воспита­тельной работе, организаторы внешкольной и внеклассной работы, учителя по предмету и классные руководители). У каждого из руководителей практики свои функции.
Заведующий педагогической практикой:
-       обеспечивает четкую организацию, планирование и учет итогов практики но институ­ту, составляет общеинститутский график проведения практик;
-        координирует работу преподавателей вуза и подготавливает проекты распо­ряжений и приказов ректора по вопросам практики;
-       готовит и проводит инструктивные и итоговые совещания работников инсти­тута и школ, участвующих в практике;
-              участвует в проведении установочных и итоговых конференций на факультетах;
-              контролирует работу факультетских и групповых руководителей, преподавателей, участвующих в педагогической практике, администрации и учителей школ по руко­водству практикой, принимает меры по устранению недостатков;
-              контролирует документацию при оплате лиц, привлекаемых к руководству педагоги­ческой практикой;
-              составляет общий отчет об итогах практики и предоставляет его проректору по учеб­ной работе;
-              обобщает учебно-методический опыт проведения практики, вносит предложения по его совершенствованию;
-       созывает конструктивные и итоговые совещания работников института и школ по во­просам организации и проведения педагогической практики;
-       участвует в работе Совета института и факультетов при обсуждении вопро­сов педаго­гической практики студентов.
Декан (его заместитель):
-       осуществляет общее руководство педагогической практикой;
-       назначает факультетского и группового руководителей;
-       утверждает план и график проведения педагогической практики:
-              проводит методические совещания с руководителями педагогической практики;
-       организует обсуждение вопросов педагогической практики, ее итогов на совещании при деканате и на Совете факультета;
-       организует проведение установочной и итоговой конференций по практике;
-       контролирует работу факультетского руководителя, преподавателей, администрации и учителей школы, участвующих в педпрактике, принимает меры по устранению недо­статков в организации практики.
Факультетский руководитель:
-       осуществляет совместно с заведующим педагогической практикой и органами народ­ного образования подбор учебно-воспитательных учреждений в качестве базы для всех видов педагогической практики на факультете;
-              совместно с заведующим педагогической практикой устанавливает связь с базами практики, заключает договор о творческом сотрудничестве, распределяет студентов по учебно-воспитательным учреждениям и обеспечивает своевременное оформление до­кументов к оплате, представляемых групповыми руководителями;
-              вместе с деканом (его заместителем) организует и проводит выставки по итогам практи­ки;
-              контролирует работу групповых руководителей, администрации и учителей учебно-воспитательных учреждений, выборочно посещает уроки и внеурочные занятия, про­водимые студентами, принимает меры по устранению недостатков в организации практики;
-       изучает отчетную документацию практикантов и оценивает их работу;
-       вносит предложения по совершенствованию практики, составляет общефакультет­ский отчет по итогам всех этапов педагогической практики.
Групповой руководитель:
-              осуществляет непосредственное руководство практикантами, назначается из числа преподавателей частных методик или специальных дисциплин, имеющих опыт школь­ной работы;
-       устанавливает связь со школой, проводит инструктивно-методические занятия с ра­ботниками учебно-воспитательного учреждения;
-       организует и проводит установочную и итоговую конференцию в школе;
-              распределяет студентов по классам, утверждает их индивидуальные и групповые пла­ны, контролирует их выполнение;
-       обеспечивает выполнение программы практики;
-       присутствует выборочно на уроках и внеклассных воспитательных занятиях, прово­димых студентами, организует их коллективное обсуждение;
-              организует самостоятельно и совместно с преподавателями соответствующих кафедр инструктивно-методические занятия со студентами, проводит консультации, проверя­ет и утверждает конспекты студентов по предмету и внеклассным занятиям;
-              анализирует отчетную документацию студентов о работе за время практики и сов­местно с преподавателями педагогики, психологии, школьной гигиены и др. прово­дит промежуточную аттестацию и прием зачета по итогам практики;
-       составляет отчет о педагогической практикой представляет его факультет­скому руко­водителю.
Методист по специальности:
-       принимает участие в планировании и организации педагогической практики, участву­ет в установочных и итоговых конференциях в учебно-воспитательном учреждении и институте;
-       организует изучение творческого опыта учебно-воспитательной деятельности учите­ля по предмету;
-       осуществляет подготовку и проведение студентами учебно-воспитательной работы в различных формах (урок, олимпиада, кружок, вечер и т.п.);
-       =>помогает студентам разрабатывать и проводить уроки различных типов, оцени­вает и анализирует уроки, факультативные и внеурочные занятия; 
-       проводит проблемные семинары, методические совещания со студентами;
-       вовлекает студентов в работу предметных методических объединений школы; дока­зывает научно-методическую помощь учителям и другим работникам учебно-вос­питательного учреждения;
-       предоставляет сведения по итогам практики групповому руководителю.
Методист по педагогике:
-              через факультетского и группового руководителя устанавливает связь с базовыми школами, проводит систематическую работу с классными руководителями, организа­тором внеклассной и внешкольной работы по ознакомлению их с задачами практики;
-       проводит консультации для студентов по вопросам содержания и творческой организа­ции учебно-воспитательной работы;
-       обеспечивает выполнение заданий по научно-исследовательский работе;
-       принимает участие в установочной и итоговой конференциях по практике, в распреде­лении студентов по классам, в утверждении индивидуальных планов работы; с контро­лирует работу студентов, выборочно посещает занятия, воспитательные мероприятия, анализирует и оценивает их;
-       проводит в соответствии с программой практики методические занятия со студентами в школе и консультации по вопросам воспитательной работы с учащимися;
-              анализирует отчетную документацию совместное групповым руководителем, участвует в проведении зачета и оценки работы студентов, в проведении промежуточных и ито­говых конференций.
Методист по психологии:
-       принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической прак­тике;
-       проводит методические занятия со студентами и консультации по вопросам психолого-педагогического изучения личности и коллектива учащихся;
-       контролирует работу студентов, выборочно посещает занятия, проводимые студента­ми, участвует в их анализе;
-       участвует в проведении зачета и оценке работы студентов, в подведении промежу­точных и окончательных итогов практики.
 
6. Критерии оценки деятельности студентов-практикантов
Факультетский и групповой руководители при выставлении оценки руководствуются следующими критериями:
1.     Качество отдельных видов деятельности студентов.
2.     Отношение к педагогической профессии, к детям.
3. Отношение к педагогической практике.
4. Применение теоретических знаний в решении конкретных учебно-воспитательных задач.
5. Уровень анализа и самоанализа в педагогической деятельности.
6. Качество работы на инструктивно-методических занятиях и консультациях.
7. Качество отчетной документации в соответствии с разработанными требованиями.
При подведении итогов учитывается мнение классного руководителя, учителя-предмет­ника и администрации школы.
На "отлично" оценивается работа студента, который выполнил весь объем работы, тре­буемой практической программой, получил отличные оценки за подготовку и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий ответственно и с интересом относился ко всей работе с учащимися, показал глубокую теоретическую и практическую подготовку на всех этапах работы в школе.
На "хорошо" оценивается работа студента, полностью выполнившего программу прак­тики, хорошо подготовившего и проводившего зачетные уроки, внеклассные и воспита­тельные мероприятия, но допустившего незначительные ошибки, работавшего вполне само­стоятельно, проявившего заинтересованность в работе с детьми и оказавшего помощь учите­лю и классному руководителю.
На "удовлетворительно" оценивается работа студента, который также выполнил про­грамму практики, однако в процессе работы не проявил достаточной заинтересованности, инициативы и самостоятельности, допускал существенные ошибки в зачетных уроках, вне­классных и воспитательных занятиях, не сумел установить тесный контакт с учителем, классным руководителем и учащимися.
"Неудовлетворительно" оценивается работа студента, который не выполнил программу практики, мало участвовал в повседневной работе, все виды работ провел на низком уровне.
 
УМУ СГПИ

2011-05-13