/ НОРМАТИВНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Положение о непрерывной педагогической практике студентов Cлавянского-на-Кубани государственного педагогического института
ПОЛОЖЕНИЕ
О НЕПРЕРЫВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
СТУДЕНТОВ CЛАВЯНСКОГО-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
1. Общие положения
Практика студентов высшего учебного заведения является важнейшей составной частью их профессиональной подготовки.
Практика по своему содержанию, ведущим дидактическим и воспитательным целям делится на учебную (1-3 курс) имеющую пропедевтический характер, и производственную (методическую), при которой студент имеет свое рабочее место, и его участие в процессе обучения несет в себе все основные черты деятельности специалиста (4-5 курсы).
Практика организуется как непрерывная - с 1 по 10 семестр включительно. На каждом этапе обучения (семестре) она осуществляется с учетом познавательного опыта, реальных возможностей студентов и конкретных дидактических целей. Задачи практики: углубить теоретические знания студентов, приобретенные в процессе академических занятий и выработать основные профессиональные педагогические умения и навыки.
Сроки и виды педагогической практики, ее содержание и форма организации определяются учебными планами факультетов, другими документами нормативного и методического характера, разрабатываемыми деканатом и кафедрами, ответственными за подготовку и проведение практики (программа практики, материалы по ее методическому обеспечению, документы, определяющие систему контроля, учета ее результатов, отчетность и др.).
2. Содержание и структура педагогической практики
а) содержание учебной практики
Учебная практика (1-6 семестры) организуется кафедрами педагогики, психологии, а также специальными кафедрами, в тесной связи с изучаемыми педагогическими и методическим дисциплинами. Ее содержание, форма организации определяется специальной Программой практической подготовки студентов, разработанной кафедрами педагогики, психологии и специальными кафедрами.
Мера самостоятельности студентов младших курсов в работе с учащимися будет минимальной, а формы ее - простыми и доступными для них (посещение, и анализ уроков, внеклассных мероприятий, наблюдение за работой учителя, учеников, отбор фактического материала для специального анализа в связи с изучением соответствующей темы и т.д.).
Подготовка и посещение школы (или другого учебно-воспитательного учреждения) заранее организуется преподавателем соответствующей кафедры в соответствии с планом семинарского, лабораторного или практического занятия.
б) содержание производственной (методической) практики
Производственная (методическая) практика (8 - 10) семестры) организуется в основной своей части, с отрывом от учебных занятий и характеризуется высокой степенью самостоятельности студента при выполнении всего комплекса педагогической деятельности.
Методическая (производственная) практика включает в себя весь блок целевых установок учебной практики и преследует главную цель - создать необходимые предпосылки для решения учебно-воспитательных задач при высокой степени самостоятельности студента. Практика на предвыпускном и выпускном курсе организуется соответствующими кафедрами и при максимальной самостоятельности студента под руководством методиста. Кафедры педагогики и психологии принимают участие в проведении конференций, консультируют студентов, выборочно посещают уроки и внеклассные мероприятия.
СТРУКТУРА
непрерывной педагогической практики
Виды практики
|
Курс
|
Семестр
|
Режим практики
|
|
1 . Учебная практика
|
1-3
|
1-6
|
По специальному расписанию в связи с изучением психолого-педагогических дисциплин (не менее 10-12 часов в семестр)
|
|
2. Подготовка к летней педпрактике в летних оздоровительных учреждениях
|
3
|
6
|
В соответствии с учебным планом в рамках курса "Теория и практика работы в детских летних оздоровительных учреждениях" и по расписанию учебных занятий.
|
|
3. Практика в летних оздоровительных учреждениях ("летняя практика")
|
3
|
6
|
2-3 недели в летний период.
|
4. Подготовка к производственной (методической практике)
|
4
|
7
|
В соответствии с учебным планом в рамках курса "Актуальные проблемы педагогической теории и практики", а также частных методик и по расписанию занятий.
|
5. Производственная (методическая) практика на предвыпускном курсе)
|
4
|
8
|
6-7 недель
|
6. Производственная (методическая практика на выпускном курсе)
|
5
|
9(10)
|
6-7 недель
|
7. Анализ и обобщение результатов производственной (методической) практики на завершающем этапе педагогической подготовки студентов.
|
5
|
10
|
|
|
3. Цели и задачи педагогической практики
Во время учебной практики (1-6 семестр) осуществляется:
- ознакомление студентов с общей организацией учебной и воспитательной практики школы, гимназии, лицея, ДДУ, класса, группы, путем наблюдения, бесед с директорами школы, его заместителями, классным руководителем, учителями, воспитателями, заведующим детским садом;
- овладение методикой наблюдения учебно-воспитательного процесса, соотнесения наблюдаемого с изучаемым теоретическим материалом;
- отбор в процессе наблюдений и других форм общения студентов с учителями и школьниками фактического материала как объекта педагогического и психологического анализа на соответствующем академическом занятии и выработке умений и навыков такого анализа;
- воспитание профессиональных качеств будущего учителя;
- приобщение студентов к практической педагогической деятельности, формирование у них профессиональных умений, необходимых для успешного осуществления воспитательной работы с учащимися; установление связи между теоретическими знаниями, полученными при изучении психолого-педагогических и специальных дисциплин, и практикой;
- общение с детьми, изучение их возрастных и индивидуальных особенностей, специфика учебно-воспитательной работы с детьми разных возрастов;
- развитие творческого начала в студенте, выработка потребностей в профессиональном непрерывном самообразовании и самосовершенствовании;
- выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности; выполнение заданий по возрастной и педагогической психологии, а также школьной гигиене; вооружение студентов методами самодиагностики и самосознания, а также методами изучения ребенка, выявления его способностей, мотивов и т.п.;
- вооружение студентов основными умениями анализировать педагогические ситуации;
- развитие у студентов навыков анализа и обобщения передового педагогического опыта.
Во время педагогической практики на предвыпускном и выпускном курсах:
- студенты должны выполнять работу учителя по специальности и классного руководителя;
- использовать опыт творчески работающих учителей и коллективов, рекомендации современной педагогической науки.
4. Особенности прохождения педагогической практики студентами-заочниками
различных групп и ее основные этапы
В зависимости от педагогического опыта и характера выполняемой практической работы студенты-заочники при прохождении педагогической практики делятся на три группы.
К первой группе относятся учителя (воспитатели), которые работают во всех типах школ по специальности, соответствующей профилю факультета.
Студенты, работающие по специальности, от педагогической практики освобождаются при наличии положительной характеристики с места работы.
Ко второй - учителя (воспитатели), которые работают в школе по специальности, не соответствующей профилю факультета, и педагогические работники других учебно-воспитательных учреждений (детдомов, дошкольных учреждений, профессионально-технических училищ и т. д.). К этой группе относятся и те студенты, которые преподавали по специальности, соответствующей профилю факультета, но имеют перерыв в работе более пяти лет.
Третью группу составляют студенты-заочники, не имеющие опыта педагогической деятельности.
Педагогическая практика студентов второй и третьей групп производится в городских и сельских школах и ДОУ всех типов.
Студенты-заочники второй группы проходят педагогическую практику на 4-5 курсах без отрыва от работы.
5. Руководство педагогической практикой
Руководство педагогической практикой студентов осуществляется на двух уровнях: институтском (зав. педпрактикой, деканы и их заместители, факультетский руководитель, групповые руководители, преподаватели кафедр педагогики, психологии, специальных и методических дисциплин) и школьном (директора школ, их заместители по учебно-воспитательной работе, организаторы внешкольной и внеклассной работы, учителя по предмету и классные руководители). У каждого из руководителей практики свои функции.
Заведующий педагогической практикой:
- обеспечивает четкую организацию, планирование и учет итогов практики но институту, составляет общеинститутский график проведения практик;
- координирует работу преподавателей вуза и подготавливает проекты распоряжений и приказов ректора по вопросам практики;
- готовит и проводит инструктивные и итоговые совещания работников института и школ, участвующих в практике;
- участвует в проведении установочных и итоговых конференций на факультетах;
- контролирует работу факультетских и групповых руководителей, преподавателей, участвующих в педагогической практике, администрации и учителей школ по руководству практикой, принимает меры по устранению недостатков;
- контролирует документацию при оплате лиц, привлекаемых к руководству педагогической практикой;
- составляет общий отчет об итогах практики и предоставляет его проректору по учебной работе;
- обобщает учебно-методический опыт проведения практики, вносит предложения по его совершенствованию;
- созывает конструктивные и итоговые совещания работников института и школ по вопросам организации и проведения педагогической практики;
- участвует в работе Совета института и факультетов при обсуждении вопросов педагогической практики студентов.
Декан (его заместитель):
- осуществляет общее руководство педагогической практикой;
- назначает факультетского и группового руководителей;
- утверждает план и график проведения педагогической практики:
- проводит методические совещания с руководителями педагогической практики;
- организует обсуждение вопросов педагогической практики, ее итогов на совещании при деканате и на Совете факультета;
- организует проведение установочной и итоговой конференций по практике;
- контролирует работу факультетского руководителя, преподавателей, администрации и учителей школы, участвующих в педпрактике, принимает меры по устранению недостатков в организации практики.
Факультетский руководитель:
- осуществляет совместно с заведующим педагогической практикой и органами народного образования подбор учебно-воспитательных учреждений в качестве базы для всех видов педагогической практики на факультете;
- совместно с заведующим педагогической практикой устанавливает связь с базами практики, заключает договор о творческом сотрудничестве, распределяет студентов по учебно-воспитательным учреждениям и обеспечивает своевременное оформление документов к оплате, представляемых групповыми руководителями;
- вместе с деканом (его заместителем) организует и проводит выставки по итогам практики;
- контролирует работу групповых руководителей, администрации и учителей учебно-воспитательных учреждений, выборочно посещает уроки и внеурочные занятия, проводимые студентами, принимает меры по устранению недостатков в организации практики;
- изучает отчетную документацию практикантов и оценивает их работу;
- вносит предложения по совершенствованию практики, составляет общефакультетский отчет по итогам всех этапов педагогической практики.
Групповой руководитель:
- осуществляет непосредственное руководство практикантами, назначается из числа преподавателей частных методик или специальных дисциплин, имеющих опыт школьной работы;
- устанавливает связь со школой, проводит инструктивно-методические занятия с работниками учебно-воспитательного учреждения;
- организует и проводит установочную и итоговую конференцию в школе;
- распределяет студентов по классам, утверждает их индивидуальные и групповые планы, контролирует их выполнение;
- обеспечивает выполнение программы практики;
- присутствует выборочно на уроках и внеклассных воспитательных занятиях, проводимых студентами, организует их коллективное обсуждение;
- организует самостоятельно и совместно с преподавателями соответствующих кафедр инструктивно-методические занятия со студентами, проводит консультации, проверяет и утверждает конспекты студентов по предмету и внеклассным занятиям;
- анализирует отчетную документацию студентов о работе за время практики и совместно с преподавателями педагогики, психологии, школьной гигиены и др. проводит промежуточную аттестацию и прием зачета по итогам практики;
- составляет отчет о педагогической практикой представляет его факультетскому руководителю.
Методист по специальности:
- принимает участие в планировании и организации педагогической практики, участвует в установочных и итоговых конференциях в учебно-воспитательном учреждении и институте;
- организует изучение творческого опыта учебно-воспитательной деятельности учителя по предмету;
- осуществляет подготовку и проведение студентами учебно-воспитательной работы в различных формах (урок, олимпиада, кружок, вечер и т.п.);
- =>помогает студентам разрабатывать и проводить уроки различных типов, оценивает и анализирует уроки, факультативные и внеурочные занятия;
- проводит проблемные семинары, методические совещания со студентами;
- вовлекает студентов в работу предметных методических объединений школы; доказывает научно-методическую помощь учителям и другим работникам учебно-воспитательного учреждения;
- предоставляет сведения по итогам практики групповому руководителю.
Методист по педагогике:
- через факультетского и группового руководителя устанавливает связь с базовыми школами, проводит систематическую работу с классными руководителями, организатором внеклассной и внешкольной работы по ознакомлению их с задачами практики;
- проводит консультации для студентов по вопросам содержания и творческой организации учебно-воспитательной работы;
- обеспечивает выполнение заданий по научно-исследовательский работе;
- принимает участие в установочной и итоговой конференциях по практике, в распределении студентов по классам, в утверждении индивидуальных планов работы; с контролирует работу студентов, выборочно посещает занятия, воспитательные мероприятия, анализирует и оценивает их;
- проводит в соответствии с программой практики методические занятия со студентами в школе и консультации по вопросам воспитательной работы с учащимися;
- анализирует отчетную документацию совместное групповым руководителем, участвует в проведении зачета и оценки работы студентов, в проведении промежуточных и итоговых конференций.
Методист по психологии:
- принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике;
- проводит методические занятия со студентами и консультации по вопросам психолого-педагогического изучения личности и коллектива учащихся;
- контролирует работу студентов, выборочно посещает занятия, проводимые студентами, участвует в их анализе;
- участвует в проведении зачета и оценке работы студентов, в подведении промежуточных и окончательных итогов практики.
6. Критерии оценки деятельности студентов-практикантов
Факультетский и групповой руководители при выставлении оценки руководствуются следующими критериями:
1. Качество отдельных видов деятельности студентов.
2. Отношение к педагогической профессии, к детям.
3. Отношение к педагогической практике.
4. Применение теоретических знаний в решении конкретных учебно-воспитательных задач.
5. Уровень анализа и самоанализа в педагогической деятельности.
6. Качество работы на инструктивно-методических занятиях и консультациях.
7. Качество отчетной документации в соответствии с разработанными требованиями.
При подведении итогов учитывается мнение классного руководителя, учителя-предметника и администрации школы.
На "отлично" оценивается работа студента, который выполнил весь объем работы, требуемой практической программой, получил отличные оценки за подготовку и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий ответственно и с интересом относился ко всей работе с учащимися, показал глубокую теоретическую и практическую подготовку на всех этапах работы в школе.
На "хорошо" оценивается работа студента, полностью выполнившего программу практики, хорошо подготовившего и проводившего зачетные уроки, внеклассные и воспитательные мероприятия, но допустившего незначительные ошибки, работавшего вполне самостоятельно, проявившего заинтересованность в работе с детьми и оказавшего помощь учителю и классному руководителю.
На "удовлетворительно" оценивается работа студента, который также выполнил программу практики, однако в процессе работы не проявил достаточной заинтересованности, инициативы и самостоятельности, допускал существенные ошибки в зачетных уроках, внеклассных и воспитательных занятиях, не сумел установить тесный контакт с учителем, классным руководителем и учащимися.
"Неудовлетворительно" оценивается работа студента, который не выполнил программу практики, мало участвовал в повседневной работе, все виды работ провел на низком уровне.
УМУ СГПИ
2011-05-13