/ КАФЕДРЫ / ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 9-11 КЛАССОВ ПО ПРОФИЛЮ "ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ" (2024-2025 УЧ. Г.)
Примерные задания Первого тура (тестовые задания)
1. Выделите основные признаки современной культуры…
а) это культура, ориентированная не на пользу, а на самоценность человека;
б) она характеризуется все более углубляющейся интеграцией;
в) это культура диалога, а не монолога;
г) через развитие средств массовой коммуникации возникла массовая культура, обладающая признаками культурной «колонизации»;
д) становится более прогрессивной с точки зрения духовного развития общества.
2. Группа учеников 10-го класса провела исследование по обществознанию, которое легло в основу школьного проекта. Данный пример иллюстрирует деятельность
а) игровую;
б) учебную;
в) трудовую;
г) практическую.
3. Установите последовательность (от низшего к высшему):
а) ценности;
б) цели;
в) интересы;
г) потребности.
Ответ: ____________________________
4. Установите соответствие между формами демократии и примерами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Примеры Формы демократии
А) всенародное избрание президента
Б) референдум
В) деятельность депутатов парламента 1) прямая
2) представительная
Ответ: ____________________________
5. Укажите отличительные особенности культуры эпохи Возрождения
а) антропоцентризм;
б) гуманизм («гражданский гуманизм»);
в) натурфилософия;
г) консерватизм;
д) либерализм;
е) радикализм;
ж) пантеизм;
з) критицизм;
и) демократизм;
к) гелиоцентризм.
Примерные задания Второго тура
Во Втором туре в качестве итогового задания будет предложено написать эссе по одной из предложенных тем
1. «Семейные ценности – основа стабильности общества» (раскрывая тему необходимо показать владение понятиями «семья», «нравственность», «общество», «культура», «ценности», «семейные ценности», «традиционные ценности», «стабильность», «прогресс», «регресс»);
2. «Моя семья в структуре общества» (раскрывая тему необходимо показать владение понятиями «семья», «общество», «социальный институт», «функции семьи как социального института», «социальный прогресс»; предполагается, что автор на примере своей семьи показывает выполнение или не выполнение функций этого социального института);
3. «Семья – оплот и сила государства» (раскрывая тему необходимо показать владение понятиями «семья», «общество», «социальный институт», «государство», «функции семьи как социального института», функции государства как социального института» «социальный прогресс»).
4. «Государство на страже семейного счастья» (раскрывая тему необходимо показать владение понятиями «семья», «общество», «социальный институт», «государство», «политика», «государственная семейная политика»);
5. «Нравственные основы семейной жизни» (при раскрытии темы необходимо показать владение понятиями «семья», «ценности», «духовные ценности», «ценности религиозной семьи», «нравственность», «духовность», «нравственное воспитание», «этика семейной жизни», «патриотизм»).
6. Влияние социальных сетей и цифровых технологий на семейное общение (раскрывая тему необходимо показать владение понятиями «семья», «общество», «социальные сети», «цифровые технологии», «коммуникация», «межпоколенческий диалог»);
7. Роль семейных традиций в сохранении культурной идентичности в многонациональной России (раскрывая тему необходимо показать владение понятиями «семья», «семейные традиции», «гражданская идентичность», «этнокультурная идентичность», «нация», «культурный уклад»).
Жюри при оценке работы будет руководствоваться следующими критериями:
- Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.
- Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории.
- Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.
- Свободная композиция и непринужденность повествования.
- Правильностью владения и использования понятий (терминов).
- Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам