/ КАФЕДРЫ / РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОЛОГИИ
Задания олимпиады по риторике
для старшеклассников
Задание 1. Подготовьте и представьте публично приветственное слово участникам олимпиады
Задание 2. Посмотрите видеоролик. Выпишите непонятные для вас слова и словосочетания. Определите их значения (приведите свои варианты значений этих слов и словосочетаний). «Переведите» текст и прочитайте его.
Задание 3. Посмотрите видеоролик «Знают ли русские русский?» и выполните следующие задания:
1. Исправьте ошибку, указав ее разновидность
4. . Такой молодой, здоровый, кофе с молоком, а не работает.
2. Подберите синонимы (не менее трех) к следующим словам
Задание 4. Прочитайте фрагмент пьесы А. Н. Островского «Гроза» (по ролям). Опираясь на анализ речевого материала (реплик персонажей). Определите истинность и ложность поведения литературных героев.
Катерина. Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь.
Борис. Что обо мне-то толковать! Я - вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?
Катерина. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: "Не верь ей, она хитрая". Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают.
Борис. А муж-то?
Катерина. То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне,
постыл, ласка-то его мне хуже побоев.
Борис. Тяжело тебе, Катя?
Катерина. Уж так тяжело, так тяжело, что умереть легче!
Борис. Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!
Катерина. На беду я увидала тебя. Радости видела мало,' а горя-то,
горя-то что! Да еще впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет!
Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут; а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увядать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня...
Борис. Что ты, что ты!
Катерина. Да нет, все не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что, ну, вот я тебя увидала...
Борис. Не застали б нас здесь!
Катерина. Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать... Вот забыла! Что-то нужно было сказать! В голове-то все путается, не вспомню ничего.
Борис. Время мне, Катя!
Катерина. Погоди, погоди!
Борис. Ну, что же ты сказать-то хотела?
Катерина. Сейчас скажу. (Подумав.) Да! Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу.
Борис. Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя! (Обнимает и хочет уйти.) Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!
Катерина. Постой, постой! Дай мне поглядеть на тебя в последний раз. (Смотрит ему в глаза.) Ну, будет с меня! Теперь бог с тобой, поезжай. Ступай, скорее ступай!
Борис (отходит несколько шагов и останавливается). Катя, нехорошо что-то! Не задумала ли ты чего? Измучусь я дорогой-то, думавши о тебе.
Катерина. Ничего, ничего. Поезжай с богом!
Борис уходит. Катерина провожает его глазами и стоит несколько времени
задумавшись.
ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
для учащихся 10-11 классов
1.Ниже приведён отрывок из произведения классика русской литературы. Проанализируйте стиль текста — лексику, синтаксис, выявите устойчивые образы, детали, темы, свойственные художественному миру автора. Определите на основании проведённого анализа, кто является автором этого отрывка. Аргументируйте ответ.
«Начиналась весна такая же чудесная, как и в прошлом году, и обещала те же радости... Но Никитин думал о том, что хорошо бы взять теперь отпуск и уехать в Москву и остановиться там на Неглинном в знакомых номерах. В соседней комнате пили кофе и говорили о штабс-капитане Полянском, а он старался не слушать и писал в своём дневнике: «Где я, боже мой?! Меня окружает пошлость и пошлость. Скучные, ничтожные люди, горшочки со сметаной, кувшины с молоком, тараканы, глупые женщины... Нет ничего страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости. Бежать отсюда, бежать сегодня же, иначе я сойду с ума!»
2.Ниже приведены два списка. В одном из них — названия произведений русской литературы, в другом — имена правителей России. Укажите, при каком правителе было создано каждое произведение списка. Учтите, что при одном правителе могло быть создано несколько произведений.
а) «Реквием» б) Александр I
«Фелица» Александр II
«Евгений Онегин» АлександрIII
«Обломов» И.В.Сталин
«Горе от ума» Елизавета Петровна
«Отцы и дети» Екатерина II
«Вишневый сад» Николай I
«Руслан и Людмила» Николай II
«Путешествие из Петербурга в Москву» Павел I
«Тихий Дон»
3.Найдите лишнее слово в ряду. Аргументируйте своё решение.
а)идиллия, метафора, гипербола, метонимия
б)завязка, кульминация, коллизия, развязка
в)анапест, хорей, дактиль, амфибрахий
г)И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, А.Н.Островский, А.Н.Толстой
д)элегия, комедия, стансы, ода
4.В биографии вымышленного рксского писателя есть множество фактических ошибок. Выпишите отрывки из текста, содержащие ошибки, и объясните, что в них неверно. Ответы без объяснения не принимаюся.
Феофилакт Антипович Преображенский родился в 1823 г. в Куйбышевской губернии. Он принадлежал к тому блестящему поколению, которое дало России таких писателей, как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, Ф. И. Тютчев и А. П. Чехов, таких великих ученых, как математики Н. И. Лобачевский и С. В. Ковалевская, историки И. П. Павлов и Н. М. Карамзин, таких художников, как К. П. Брюллов, В. А. Серов и В. В. Верещагин. По отцовской линии Преображенский принадлежал к столбовому дворянскому роду и, как и большинство его предков, должен был служить в гвардии, в Преображенском полку. Однако по совету родственника, известного исследователя гипофиза проф. Ф. Ф. Преображенского, его отдали в Александровский лицей, где он учился вместе с М. Е. Салтыковым (Щедриным). Это учебное заведение было названо в честь основателя — Александра II, прозванного Благословенным. Окончив лицей в 1843 г., Преображенский перебрался из столицы в Санкт-Петербург. Прямо с вокзала Преображенский отправился с рекомендательным письмом к министру внутренних дел К. П. Победоносцеву. Однако на этого консервативно настроенного деятеля произвел неприятное впечатление его внешний вид: слишком светлый цилиндр, слишком яркий камзол и плохо вычищенные ботфорты. Победоносцев предложил ему невысокий чин действительного статского советника при жандармском управлении. Гордый юноша отказался от этого оскорбительного предложения и отправился к либеральному министру народного просвещения С. С. Уварову, другу В. А. Жуковского и А. И. Тургенева, в юности возглавлявшему общество «Арзамас». Уваров направил Преображенского в Одессу попечителем новороссийских учебных заведений. В Одессе, большом морском порту, где, наряду с русской, звучала итальянская и греческая речь, где на площадях возвышались памятники Ришелье и де Тревилю, Преображенский ощутил призвание к поэзии. В Одессе в ту пору жил А. С. Пушкин (свое пребывание в Одессе он описал в романе «Евгений Онегин»: «Я жил тогда в Одессе пыльной»), который одобрил начинающего литератора. Он расспрашивал Преображенского о нынешних порядках в Лицее, вспоминал своих лицейских соучеников: П. А. Вяземского, В. К. Кюхельбекера, И. И. Пущина, К. Ф. Рылеева, П. Я. Чаадаева. Пушкин предостерегал Преображенского от сословных предрассудков: никогда не кичившийся своей родословной, великий русский поэт искренне считал себя мещанином. Вместе Пушкин и Преображенский посещали Оперный театр и слушали оперы Пуччини и Вагнера. Пушкин был сторонником итальянской оперы, Преображенский же склонялся к немецкой музыке. Впоследствии, как и многие представители своего поколения, Преображенский увлекся немецкими естественнонаучными работами. Именно таких «людей 40-х годов» вывел И. С. Тургенев в образе Базарова в своем романе «Отцы и дети». Преображенский уехал из Одессы, услышав о приближении эпидемии холеры. Эта эпидемия оставила большой след в истории русской культуры. Пушкин был заперт холерными карантинами в своем поместье Михайловское и испытал там прилив творческих сил. Тогда же в Петербурге от холеры умер П. И. Чайковский, создавший ряд опер по произведениям Пушкина: «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила», «Пиковая дама», «Алеко». Преображенский же отправился в Петербург, где его ожидала громкая литературная слава.
5.Прочитайте стихотворение А.Тарковского «Поэт» (1963). Напишите об этом стихотворении текст, в котором отразилось Ваше понимание художественного смысла слов «поэт», «книга», «поэзия» в стихотворении Тарковского. Как это стихотворение связано с русской поэтической традицией? Как выражена эта связь в стихотворении? И ещё: в стихотворении Тарковского речь идёт о поэте вообще или о конкретном поэте? Аргументируйте свою позицию.
ПОЭТ
Жил на свете рыцарь бедный...
Эту книгу мне когда-то
В коридоре Госиздата
Подарил один поэт;
Книга порвана, измята,
И в живых поэта нет.
Говорили, что в обличье
У поэта нечто птичье
И египетское есть;
Было нищее величье
И задёрганная честь.
Как боялся он пространства
Коридоров! Постоянства
Кредиторов! Он, как дар,
В диком приступе жеманства
Принимал свой гонорар.
То елозит по экрану
С реверансами, как спьяну,
Старый клоун в котелке
И, как трезвый, прячет рану
Под жилеткой из пике.
Оперённый рифмой парной,
Кончен подвиг календарный, -
Добрый путь тебе, прощай!
Здравствуй, праздник гонорарный,
Чёрный белый каравай!
Гнутым словом забавлялся,
Птичьим клювом улыбался,
Встречных с лёту брал взажим,
Одиночества боялся
И стихи читал чужим.
Так и надо жить поэту.
Я и сам сную по свету,
Одиночества боюсь,
В сотый раз за книгу эту
В одиночестве берусь.
Там в стихах пейзажей мало,
Только бестолочь вокзала
И театра кутерьма,
Только люди как попало,
Рынок, очередь, тюрьма.
Жизнь, должно быть, наболтала,
Наплела судьба сама.
1963