Кубанский государственный университет

Филиал в г. Славянске-на-Кубани

Правопреемник Славянского-на-Кубани государственного педагогического института


Объявления
Образовательные ресурсы

Импакт-фактор российских научных журналов



/ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕСТЕСТВЕННО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / 5. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ / 1. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2. Полевая практика будущих учителей биологии - 2014

Лето – любимая пора студентов-биологов. Проходит летняя сессия, остаются позади модули, рейтинги, экзамены и наступает долгожданное время полевой практики. Спасибо природе нашего края, столько здесь уникальных уголков, которые ждут своих исследователей!
Администрация нашего вуза прилагает все усилия, чтобы каждый год полевые практики студентов факультета проходили в разных, интересных местах. В этом году студенты 1 и 4 курса факультета физической культуры и биологии проходили практику в Крымском районе на берегу Ново-Крымского водохранилища.
Это район предгорий, испытывающий сильнейшую антропогенную нагрузку. Находящееся здесь водохранилище является местом неорганизованного отдыха туристов. Помимо непосредственных работ, связанных с проведением полевой практики, студенты-биологи разъяснительную работу среди отдыхающих, беседы с местными жителями, проводили рейды по уборке мусора. К сожалению, к большинству из нас не сразу приходит осознание необходимости практических действий по охране окружающей среды, например, уборке мусора. Для этого приходитлось привлекать личный пример преподавателей, беседы о последствиях загрязнения для природы, а также воспитывать гражданскую позицию: «Если не мы, то кто?». Только в результате постоянной работы, постепенно формируется чувство ответственности сначала за свою Малую Родину, затем и за всю страну.
Жили студенты на удивительной красоты лесной поляне в палатках. Правда,  и опять - к сожалению,  каждый год приходится в день приезда тратить несколько часов на уборку мусора, наведение порядка. Зато, уезжая, студенты оставляют после себя ухоженный уголок природы. Жизнь в полевом лагере – это дни, которые запоминаются навсегда. Это романтика со всеми атрибутами туристической жизни: приготовление пищи в полевых условиях, вкусная вода из родника, вечерние костры, рядом с которым так хорошо мечтать о будущем. Только на природе ночью можно увидеть завораживающее звездное небо, а утром проснуться под оглушительное птичье разноголосье.

Основная цель проведения учебно-полевой практики – углубление и конкретизация знаний студентов, приобретенных в ходе изучения теоретического курса. Уже в течение ряда лет на нашем факультете практикуется совместные выезды студентов разных курсов на полевые практики. Такие выезды способствуют укреплению дружбы между студентами разных курсов, взаимному обогащению знаниями. У нас уже появились свои традиции – розыгрыши первокурсников, «страшные» истории у вечернего костра и многое другое. Совместные выезды в полевые условия способствуют их закреплению.

Программа практики рассчитана на студентов, обучающихся по специальностям "Биология" и "Химия." Студенты первого курса проходили практику по ботанике (раздел анатомии и морфологии растений) и зоологии беспозвоночных, а студенты четвертого курса в полевых условиях знакомились с экологией. Основными видами деятельности в ходе полевой практики являлись ознакомительные экскурсии и последующая камеральная обработка собранного материала в лагере. Каждый студент также выполнял индивидуальное учебно-исследовательское задание и готовил по нему отчет.

Выездные полевые практики по биологии и экологии непосредственно погружают студента в объект исследования, формируют экологическую грамотность и способствуют патриотическому воспитанию. Перед молодыми людьми разворачивается удивительная картина природного многообразия, осмысление которой требует определенной суммы теоретических знаний, серьезной мыслительной работы и мобилизации всех человеческих качеств.

Образовательная и воспитательная деятельность на выездной полевой практике проходила в несколько этапов. На первом этапе происходит знакомство с видовым составом животных и растений изучаемого региона, требующее простого выучивания материала и усилий для выработки навыков научной работы в полевых условиях. Так как любая наука не может существовать без объекта исследования, то именно знание объекта определяет успех изучения его взаимодействия с окружающей средой. От первого, самого важного этапа зависит дальнейший выбор темы индивидуальной исследовательской работы, который находит свое продолжение в курсовой, дипломной работе. А для некоторых студентов выбранная на первом курсе тема становится делом всей жизни и продолжается в диссертации. Поэтому так важно правильно выбрать именно то направление, которое будет интересным не один год. При определении тематики индивидуальных исследовательских работ студенты ориентируются на природоохранные направления и в отчетах подчеркивают уникальность и экологическую значимость изучаемых природных объектов.

Второй этап образовательной деятельности на выездной полевой практике не менее значителен, но не столь очевиден, как первый. Если теоретическая сумма знаний проверяема такими традиционными способами как зачет, отчет о прохождении полевой практики, то умение мыслить и видеть в дискретности природных объектов единое целое, может быть оценено только по комплексному подходу студента к исследованию. Работая в полевых условиях, важно каждый раз задумываться о причинах нахождения живого существа в данной точке в данный момент. По сути дела, молодые люди попытаются установить или предположить простейшие связи растения или животного с окружающей средой, что и составляет основу экологического подхода к изучению природы.
 
Третий этап деятельности студентов в рамках выездной полевой практики состоит в выработке ценностного отношения к природе. Экологическая грамотность, актуализированная на первых двух этапах образовательной деятельности студентов на полевой практике, способствует осознанию молодым человеком своего места в природе, как биологического вида. Затем, постепенно, приходит понимание социальной роли человека в сохранении природы, его ответственности перед всей биосферой. На этом этапе основополагающим является деятельностный подход к организации полевой практики. В этом году, как обычно, он реализовывался через решение следующих задач: изучение и охрана природы в районе проведения практики; проведение реальных мероприятий природоохранной направленности (рейды по уборке мусора, очистка родника и прилегающей территории); экологический мониторинг природных объектов на постоянных площадках, изучение биологических объектов, индикаторов состояния окружающей среды. Вся практическая деятельность на третьем этапе выполняет воспитательные функции и способствует, в первую очередь экологическому и патриотическому воспитанию молодёжи.
 
Биологическое образование студента подразумевает не только знакомство с определенной суммой знаний, но и, что на наш взгляд более важно, - выработку им экологического и философского подхода к природе, осознание ответственности за свой край, свою страну, что является необходимым условием формирования гармоничной личности.
 
Ст. преподаватель Сербина И.И.

 

 

 

 

 


2015-09-21