/ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕСТЕСТВЕННО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / 5. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ / 1. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Лето – любимая пора студентов-биологов. Проходит летняя сессия, остаются позади модули, рейтинги, экзамены и наступает
долгожданное время полевой практики. Спасибо природе нашего края, столько здесь уникальных уголков, которые ждут своих исследователей!
например, уборке мусора. Для этого приходитлось привлекать личный пример преподавателей, беседы о последствиях загрязнения для природы, а также воспитывать гражданскую позицию: «Если не мы, то кто?». Только в результате постоянной работы, постепенно формируется чувство ответственности сначала за свою Малую Родину, затем и за всю страну.
родника, вечерние костры, рядом с которым так хорошо мечтать о будущем. Только на природе ночью можно увидеть завораживающее звездное небо, а утром проснуться под оглушительное птичье разноголосье.Основная цель проведения учебно-полевой практики – углубление и конкретизация знаний студентов, приобретенных в ходе изучения теоретического курса. Уже в течение ряда лет на нашем факультете
практикуется совместные выезды студентов разных курсов на полевые практики. Такие выезды способствуют укреплению дружбы между студентами разных курсов, взаимному обогащению знаниями. У нас уже появились свои традиции – розыгрыши первокурсников, «страшные» истории у вечернего костра и многое другое. Совместные выезды в полевые условия способствуют их закреплению.
Программа практики рассчитана на студентов, обучающихся по специальностям "Биология" и "Химия." Студенты первого курса проходили практику по ботанике (раздел анатомии и морфологии растений) и зоологии беспозвоночных, а студенты четвертого курса в полевых условиях знакомились с экологией. Основными видами деятельности в ходе полевой практики являлись ознакомительные экскурсии и последующая камеральная обработка собранного
материала в лагере. Каждый студент также выполнял индивидуальное учебно-исследовательское задание и готовил по нему отчет.
Выездные полевые практики по биологии и экологии непосредственно погружают студента в объект исследования,
формируют экологическую грамотность и способствуют патриотическому воспитанию. Перед молодыми людьми разворачивается удивительная картина природного многообразия, осмысление которой требует определенной суммы теоретических знаний, серьезной мыслительной работы и мобилизации всех человеческих качеств.
Образовательная и воспитательная деятельность на выездной полевой практике проходила в несколько этапов. На первом этапе происходит знакомство с видовым составом животных и растений изучаемого региона, требующее простого выучивания материала и усилий для выработки навыков научной работы в полевых условиях. Так как любая наука не может существовать без объекта исследования, то именно знание объекта
определяет успех изучения его взаимодействия с окружающей средой. От первого, самого важного этапа зависит дальнейший выбор темы индивидуальной исследовательской работы, который находит свое продолжение в курсовой, дипломной работе. А для некоторых студентов выбранная на первом курсе тема становится делом
всей жизни и продолжается в диссертации. Поэтому так важно правильно выбрать именно то направление, которое будет интересным не один год. При определении тематики индивидуальных исследовательских работ студенты ориентируются на природоохранные направления и в отчетах подчеркивают уникальность и экологическую значимость изучаемых природных объектов.
отчет о прохождении полевой практики, то умение мыслить и видеть в дискретности природных объектов единое целое, может быть оценено только по комплексному подходу студента к исследованию. Работая в полевых условиях, важно каждый раз задумываться о причинах нахождения живого существа в
данной точке в данный момент. По сути дела, молодые люди попытаются установить или предположить простейшие связи растения или животного с окружающей средой, что и составляет основу экологического подхода к изучению природы.
социальной роли человека в сохранении природы, его ответственности перед всей биосферой. На этом этапе основополагающим является деятельностный подход к организации полевой практики. В этом году, как обычно, он реализовывался через решение следующих задач: изучение и охрана природы в районе
проведения практики; проведение реальных мероприятий природоохранной направленности (рейды по уборке мусора, очистка родника и прилегающей территории); экологический мониторинг природных объектов на постоянных площадках, изучение биологических объектов, индикаторов состояния окружающей среды. Вся практическая деятельность на третьем этапе выполняет воспитательные функции и способствует, в первую очередь экологическому и патриотическому воспитанию молодёжи.
взгляд более важно, - выработку им экологического и философского подхода к природе, осознание ответственности за свой край, свою страну, что является необходимым условием формирования гармоничной личности.