Разделы преподавателей

По факультетам

Уроки внеклассного чтения для учащихся 6-го класса (рекомендации студенту-практиканту)

 

СТУДЕНТУ-ПРАКТИКАНТУ
ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ
 
В современных условиях работы повышается ответственность учителя за развитие и совершенствование чита­тельской культуры учащихся, за интерес к книге. Повышаются тре­бования к уроку и осмыслению продуманной системы подготовки учащихся к урокам внеклассного чтения. Именно от содержания урока, его построения, методов и приемов работы зависит сила и глубина нравственного и эстетического воздействия на личность ученика. Поэтому осознание учителем в повседневной практике типологии уроков с их конкретными целями, с их структурой при­водит к умению беречь время, экономить силы ученика, точно определять соотношение деятельности учителя и учащихся, учи­тывать и готовить восприятие читателей, их индивидуальные ин­тересы и склонности. «Чем в большей степени осознаются учи­телем типы уроков с их конкретными целями и задачами, тем более четко и целенаправленно они будут проводиться», - пишет Н. И. Кудряшов в своей работе «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы».                 При разработке типологии уроков внеклассного чтения ученые методисты (Л.С.Выготский, Т.А.Ладыженская, И. С. Збарский  и др.) исходят из содержания и особенностей жанра произведения, избранного для внеклассного чтения, целей, определивших выбор, и обусловленных этим способов и приемов деятельности учителя и учащихся. Важным также оказывается и место уроков в систе­ме занятий.
Н. К.Силкин, опираясь на идеи методистов и живой опыт, выделяет четыре типа уроков внеклассного чтения.
I. Уроки вводного (или информативного) типа.
II. Уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию сложных произведений.
III. Уроки углубленно-аналитического изучения.
IV. Уроки обобщающего типа.
Поскольку в настоящей работе мы обращаемся к урокам вне­классного чтения в 6 классе, остановимся преимущественно на II, III и IV типах уроков.
Необходимость проведения уроков II типа - подготовка уча­щихся к самостоятельному чтению и восприятию сложных произ­ведений - вызвана еще сравнительно небольшим читательским опытом шестиклассников. В большинстве случаев ученики этого возраста читают преимущественно небольшие повести с напряжен­ным сюжетом. И поэтому при обращении учителя к сравнительно сложным или новым для этих читателей в жанровом отношении произведениям целесообразна первая встреча с ними именно на уроке, а не в самостоятельном чтении. Это поможет создать очень важное на этом этапе положительное эмоциональное отношение к произведению, выявить и учесть первые личные реакции учени­ков. Чаще всего это такие виды уроков, как уроки комментиро­ванного чтения, или уроки-рекомендации, литературные компо­зиции, уроки чтения произведения с последующим обсуждением, уроки-концерты, уроки-беседы.
Главная цель подобных уроков - заинтересовать уче­ников, подготовить к самостоятельному чтению. Нередко учителя проводят уроки этого типа, впервые обращаясь к творчеству писателя (Р. Бредбери, Э. По, М. Зощенко и др.) в 6 классе.
Так, например, урок по рассказу Р. Бредбери «Вельд». После рассказа учителя о выдающемся фантасте нашего времени учительница прочитала рассказ (21 мин.), а после обмена впечат­лениями учащимся предлагаются для обсуждения следующие вопросы:
1. В чем ошибка родителей и в чем трагедия детей, героев рассказа?
2. Что, по вашему мнению и по мнению автора, могло бы им помочь?
3. От чего предостерегает своих читателей автор рассказа? Насколько серьезной представляется вам опасность?
Продолжением урока было решение провести урок, основанный уже на самостоятельном чтении учащихся, поскольку рассказ за­интересовал и вызвал живую реакцию. Многие ученики даже име­ли книги Брэдбери в домашних библиотеках, но никогда ранее к нему не обращались. И на следующем уроке-беседе (III тип, углубленно-аналитическое изучение произведения) могут быть об­суждены прочитанные учениками такие рассказы Брэдбери, как «Каникулы», «Улыбка», «Золотой змей», «Серебряный ветер» и др.
В 6 классе уроки этого типа могут быть проведены и по рас­сказам Нодара Думбадзе «Кровь», «Собака», «Коррида» и др. (урок-беседа с комментированным чтением), М. М. Зощенко «Га­лоша», «Монтер» (урок-концерт), по стихотворениям А.Яшина, Н. Заболоцкого, Я. Смелякова, Д. Кедрина и др. (урок-концерт).  При этом чрезвычайно важно отношение самого учителя к произведению, выбранному для урока.      
Так, например, впервые приступая к чтению в классе рассказов А. Платонова «Цветок на земле», «Неизвестный цветок», учитель объясняет ученикам в начале урока причину обращения к этим рассказам: «Я хочу открыть вам мир Андрея Платоновича Платонова, чтобы не случилось так, что жизнь этого удивительного человека и его героев прошла мимо вас. Мое открытие этого писателя было неожиданным, захватило меня, хотелось перечитывать, передумывать многое. Я должна сегодня же рассказать об этом необыкновенном человеке, может быть, он поможет вам в жизни, как помог мне!» Думается, личностное отношение учителя-читателя  - не решающий, но и немаловажный фактор в про­буждении внимания к книге или к имени писателя на уроках этого типа.
Необходимость обращения к этому типу уроков обусловлена часто и сложностью произведений, выбранных для чтения. Так, при проведении урока-рекомендации в форме групповой работы по расска­зу А. П. Платонова «Корова» учителю следует руководствоваться прежде всего слож­ностью восприятия нравственных и философских проблем этого рассказа, особенностями его стилистики.
Выделив группу читающих учеников (и учитывая недостаток книг), учител проводит урок-рекомендацию, опираясь на этих учеников, в форме групповой работы. Подгруппам можно дать следующие задания:
I п/гр. Подготовить: 1) сжатый пересказ; 2) рассказ-компо­зицию по рассказу «Корова», «Трудовая жизнь» (о всех героях с обязательным цитированием).
II п/гр. Подготовить рассказ о герое «История одной коровы». При этом необходимо использовать цитаты, передающие «голос» коровы («жалобно замычала», «ответила протяжным плачущим голосом», «уныло и кратко промычала», «вскрикнув непохожим горловым голосом», «чужой горловой голос», «корова не отзыва­лась на его заботу, не мычала по сыне, не звала его, она терпела и не понимала» и др.).
III п/гр. Подготовить рассказ о Васе Рубцове, его увлечениях и интересах. Выразительное чтение диалогов Васи и отца (во время встречи после известия о продаже теленка), Васи и машиниста.
IV п/гр. Подготовить чтение описаний (коровы, Васи, осенней степи, паровоза, вагонов, сарая). Объяснить значение и место каж­дого из них.
Все подгруппы должны подготовить иллюстрации, соот­ветствующие их заданиям, и чтение самых впечатляющих с их точки зрения эпизодов.
В начале урока шестиклассники, знакомясь с личностью писа­теля, вспомнят сборник сказок в обработке А. Платонова «Вол­шебное кольцо», что, несомненно приблизит в их восприятии имя писателя. Учитель рассказывает, что сам писатель с детства был знаком с трудом, что он вырос в семье железнодорожника и, очевидно, многое из впечатлений Васи Рубцова, героя расска­за, - это впечатления самого писателя, чье детство прошло в Ям­ской слободе под Воронежем. В самой ранней автобиографии он писал: «... исполнится моя долгая и упорная детская мечта - стать самому таким человеком, от мысли и рук которого волнуется и работает весь мир, ради меня, ради всех людей, и из всех лю­дей - я каждого знаю, с каждым спаяно мое сердце». Процесс «превращения в человека» стал одним из главных сюжетов его рассказов. «Для истинной жизни, оказывается, недостаточно толь­ко однажды родиться, надо чуть ли не ежедневно возрождаться, и матерью нам служит уже вся земля, люди», - эти слова писателя стали ключом к постижению рассказа «Корова». «Душевный свет, прежде чем родиться сильным и ясным потоком, должен пройти множество преград, человек должен родиться и возродиться, со­кровенное должно раскрыться, стать откровением о человеческой душе» - об этом, в сущности, все произведения Платонова, об этом и рассказ.
Вместе с подготовленными учениками весь класс следит за этим возрождением Васи, размышляя над вопросами:
1. Какого цвета рассказ?
2. Что значила для Васи корова; почему он так ценил ее?
3. В чем отличие отношения к корове Васи и его родителей?
4. Какие эпизоды (или встречи) в жизни Васи помогли рожде­нию этого «сильного и ясного света» в его душе? Рождению сокро­венного человека?
5. Какие заглавия вы хотели бы предложить рассказу и по­чему автор назвал его «Корова?»
Наивно надеяться, что первая встреча с писателем сразу за­интересует всех учеников и сделает рассказы Платонова любимым чтением шестиклассников. Однако опыт показывает, что подростки чувствуют обаяние силы жизни, заключенной в этих рассказах, «немое горе» «растений и тварей», описанных в них, понимают, может быть, пока еще больше интуитивно, серьезность и значи­тельность разговора, чувствуют, что это настоящее. Ну что ж, пер­вая встреча состоялась. А дальше, может быть, будет рассказ «Юшка», «Песчаная учительница» и др. Так понемножку и откроется «умное сердце» писателя, так, может быть, и отзовется в душе подготовленного читателя. Этой цели и служат уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию сложных произведений.
Уоки углубленно-аналитического типа — это прежде всего такие виды уроков, как уроки-беседы, основой и источником которых должен быть текст художественного произведения, конференции, уроки аналитического чтения и др. И хотя в 6 классе ученики овладевают лишь первоначальными приемами анализа художественного текста, урок внеклассного чтения должен базироваться на уже приобретенных умениях, на посильной деятельности учащихся, в процессе которой происходит самостоятельное нравственнoe открытие, тот «момент эврики», который и отличает беседу от зачастую подменяющей ее в повседневной практике «игры» в вопросы и ответы.
Учитывая это, учитель, обращаясь в 6 классе к рассказу «Смерть чиновника», дели текст рассказа на смысловые части и, перепечатав их, раздает учащимся. Рассказ должен быть прочитан учениками к этому уроку, однако самостоятельно осмыслен лишь на сюжетном уровне.
Учитель, стремясь к постижению учащимися нравст­венно-эстетической глубины рассказа и, главное, к приобщению к позиции А. П. Чехова, ставит задачу: «Пишем рассказ все вместе и вместе с А. П. Чеховым». Урок основывается на чтении рас­сказа, что так важно для беседы в 6 классе, при этом ученики в ходе чтения сами определяют, кто и почему должен читать дальше. В процессе чтения необходимо поэтому вспомнить зако­ны построения эпического текста и воочию убедиться в их необхо­димости. Первоначальным итогом чтения стало самостоятельное осмысление композиции рассказа и схематическое ее изображение:
Кульминация                                        «Смею ли я смеяться!»
визит к генералу                                решение написать письмо
диалог в приемной генерала              совет жены
                                                          второе извинение      решение извиниться
экспози-   завязка
ция
вечер в                               Ив. Д. Червя ков чихнул на статского ге­нерала
 театре                               Бризжалова
                                                                                                  развязка «Помер».
В ходе работы с рассказом ученики обращают внимание, что в рассказе нет слова «человек», а упоминаются лишь должности героев: экзекутор, генерал (статский тем более), жена, просители.
В ходе беседы ученики обдумывают и отвечают на вопросы:
1. Почему вы улыбались, читая рассказ?
2. Что движет сюжет, что помогает понять, какую карточку чи­тать дальше?
3. Где же завязка? Кульминация?
4. Кто герой рассказа и почему имена есть только у двух из них?
5. Каким вы видите генерала и виноват ли он в поведении Червякова?                                         
6. Кому сочувствуете, читая рассказ? Что пытался и не мог объяснить И. Д. Червяков генералу? Как это его характеризует?
7. Какое чувство вызывает финал и почему? Как автор отно­сится к Червякову?
Для ответа на эти вопросы ученики выполняют следующие задания:
1. Проследить, как изменяется речь Червякова, ее синтаксис и графика и чем вызваны эти изменения?
2. Чтение диалогов (в театре, в приемной генерала и во время визита), проследить за авторскими ремарками, осмыслить интона­ции героев.
3. В этих же сценах выделить глаголы и проследить, как изме­няется состояние чиновника.
4. Перечитать финал рассказа и сделать его лексический ана­лиз для определения отношения автора к смерти героя.
Итогом урока оказывается вывод, сделанный самими учащимися, о том, что основная движущая пружина рассказа - страх («его начало помучивать беспокойство» - «жена испугалась» - «поду­мал Червяков бледнея» - «млея от ужаса» - «в животе что-то оторвалось» - «помер») чиновника перед сильными мира сего, страх, для них естественный и необходимый. И страх - и еще один герой рассказа, может быть, главный. Червяковы считают, что они обязаны бояться, это составляет смысл их существования. Поэтому ученики как бы перевернули схему построения рассказа (кульминация), свидетельствующую о падении, крайнем само-
унижении человека, нет, не человека, а чиновника. И если этот вывод сопоставить с прекрасным кредо писателя (слова «В чело­веке все должно быть прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - написаны на доске), становится понятной и горечь, и боль, и сочувствие, и насмешка А. П. Чехова при виде Червя­ковых.
Домашнее задание предопределило дальнейшую самостоятель­ную работу учащихся над рассказами Чехова и проведение обоб­щающего урока, основанного на собственном восприятии: прочи­тать один из рассказов («Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «То­ска», «Мелюзга» и др.), подготовить сжатый пересказ, обдумать композицию и подготовить иллюстрацию (обложку, афишу).
Нетрудно заметить, что при такой организации беседы, осно­ванной на полной и абсолютной опоре на текст, на работе со сло­вом, происходит самостоятельное открытие каждым читающим пи­сателя, а не отчуждение от него.
Необходимо добавить, что этот урок продолжает работу учи­теля над темой «маленького человека», когда ученики уже знако­мы с повестью Н. В. Гоголя «Шинель» (работая с сильным составом учащихся, можно составить программу внеклассного чтения, ориентированную на начитанных учеников). Но если учи­тель только приступает к знакомству с рассказами А. П. Чехова, подобный урок вполне может быть проведен как урок II типа. Таким образом, четкое представление о типологии уроков поможет учителю постоянно варьировать типы и виды уроков для создания в каждом классе своей системы, учитывающей уровень начитанности, интереса и характер склонностей учащихся.
Урок углубленно-аналитического изучения произведений(III типа) - один из самых распространенных типов уроков в 6 классе. Учителя обращаются к ним и в процессе чтения русскойи зару­бежной классики (по повестям «Станционный смотритель»и «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина, «Сорочинская ярмарка» и др. произведениям Н. В. Гоголя,  где используются элементы инсценирования, по повести М. Твена) и при чтении современной литературы (Е. И. Носов, повести и рассказы В. Крапивина, Р. Погодина и др.) при этом непременным условием оказывается, в отличие от уроков II типа, требование обязательного предвари­тельного знакомства с произведением всех учащихся.
Уже многие произведения шестиклассники читают с интересом, расширяется круг их чтения. Однако зачастую их восприятие остается на уровне поверхностно-эмоциональных оценок, свое­образие писателя остается незамеченным, часто ученики даже и не помнят имени писателя, читая «о войне», «о животных» и пр. Поэтому необходима обобщающая работа по углублению непо­средственных восприятий, сопоставлению разных впечатлений, аналитическая и синтезирующая одновременно, помогающая вы­делить ведущие проблемы и стилистические особенности разных произведений, их жанровое своеобразие, приблизиться к постиже­нию художественного мира писателя.
В 6 классе уроки IV типа (обобщающие уроки) возможны при чтении произведений о природе, о ровеснике (основные виды таких уроков — уроки-концерты, уроки-праздники, устные жур­налы и др.).
Так, при обращении в мае месяце к урокам внеклассного чте­ния на военную тему учитель может провести урок по военным стихам А. А. Ахматовой (цикл «Ветер войны»), В. Шефнера (кн. «Защита») и Ю. Воронова (сб. «Блокада»).
После изучения сказки - были М. М. Пришвина «Кладовая солнца», обобщая прочитанное на уроках внеклассного чтения (рассказы В. П. Астафьева, Э, Сетона-Томпсона, К. Паустовско­го и др.) и знакомые по 5 классу и прочитанные самостоятельно произведения о природе, учитель может провести урок внеклассного чтения на тему «Природа и мы». Жанр урока определяется как урок - устный журнал. По группам (4 группы) учащимся дается задание:
1 гр. Подготовить выразительное чтение одного из рассказов К. Г. Паустовского.
2 гр. Подготовить чтение в лицах рассказа М. М. Пришвина «Ужасная встреча».
3 гр. Сжатый пересказ одного из рассказов В. П. Астафьева о природе («Васюткино озеро» и др.).
4 гр. Выразительное чтение стихотворений русских поэтов о природе.
Общее задание:
1. Придумать название своей страницы, нарисовать иллюстра­цию, аргументировать выбор произведения.
2. Составить вопросы к своему отрывку.
3. Подготовить слово об авторе.
4. Подготовить рекомендательный список произведений по своей странице.
К уроку ученики готовят выставки книг, репродукции, подбирают эпиграф.
В ходе урока они предлагают и защищают свою страницу устного журнала («Вечный закон природы» — 1 гр.; «Наши четве­роногие друзья» — 2 гр.; «Береги мир природы» — 3 гр.; «Песни родной стороны» — 4 гр.), задают группам вопросы  (В чем состоит вечный закон природы? Как автор относится к животным? Что помогло это понять? Кто виноват в трагедии Белогрудки? и др.), оценивают задания групп, называют другие книги для чте­ния. В конце придумывают общее заглавие для устного журнала «Природа и мы». Такой урок поможет ученикам обобщить прочи­танное, сопоставить произведения разных писателей о природе, определить для себя некие нравственные законы, увидеть свой уровень начитанности в сравнении с уровнем товарища, наконец, участвовать в общей беседе на интересную тему, в которой каждый из них чувствует себя компетентным читателем.
Другим и очень желанным для учащихся оказывается такой обобщающий урок, как урок-праздник. Возможность свободного проявления своих вкусов и привязанностей, общая совместная работа по составлению программы урока, яркость и празднич­ность - все это делает урок интересным для всех.
Вот план одного из уроков-праздников.
Готовясь к уроку-празднику «С любовью к женщине», мы предлагаем учащимся следующие виды деятельности:
1)   инсценирование;
2)  чтение наизусть;
3)   осмысление текста художественных произведений: слово о писателе и его герое, сжатый пересказ, составление вопросов и диалогов;
4)   выпуск газеты, оформление выставки, праздничных от­крыток;
5)   письменные творческие работы.
В свою очередь, ребята, узнав тему урока, вносят свои предло­жения, в результате которых начинается самостоятельный поиск про­изведений, отрывков, сцен, стихотворений. Совместно с учащимися подбирается музыкальное оформление урока («Колыбельная» М. Блантера, танец Пеппи, муз. М. Дунаевского,. «Не клонись-ка ты, головушка» Б. Окуджавы), обсуждаются костюмы, которые затем выполняются учащимися совместно с родителями. За две недели до урока формируются следующие творческие группы:
1 творческая группа (инсценирование)
Е. Шварц «Два клена» — 2 чел.
Г. X. Андерсен «Русалочка» — 3 чел.
А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок» — 3 чел.
2 творческая группа (диалоги)
В. Драгунский «Девочка на шаре» — 5 чел.
3 группа (чтение стихотворений о матери) -- 6 чел.
4 группа (письменные творческие работы, выставка, выпуск газеты, открытки) — 20 чел.
Эпиграфом к уроку можно взять слова Р. Гамзатова:
Целую, низко голову склоня,
Я миллионы женских рук любимых,
Их десять добрых пальцев для меня,
 Как десять крыльев лебединых.
 Я знаю эти руки с детских лет,
 Я уставал — они не уставали.
 И, маленькие, свой великий след
Они всегда и всюду оставляли.
 
Слово учителя должно настроить ребят на серьезное восприятие темы, и связать работу творческих групп, и углубить читательское восприятие учащихся, и помочь понять назначение женщины на земле.
Начинаем урок следующим образом:
«Разные бывают люди: хорошие и плохие, сильные и слабые, честные и подлые, и песни бывают разные. Но всегда прекрасные и единственные мать и ее песни. Добрые семена закладывает в душу колыбельная песня. Недаром о плохом человеке говорят: «Наверное, ему колыбельную мать не пела». Первую в жизни пес­ню споет мама... Первые сказки услышит ребенок из ее уст. В этих сказках и смешное, и трагическое, в них действуют силы зла, обла­дающие огромным могуществом. Но все равно в них самое сильное зло обязательно побеждается добром, любовью - они оказывают­ся сильнее всякого зла». Далее урок строился так:
1)   Сжатый пересказ сказки Е. Шварца «Два клена».
а)   сцена из пьесы Е. Шварца «Два клена»;
б) слово о русалочке (сюжетный пересказ сказки Г. X. Андер­сена «Русалочка» и слово о героине).
 2)   Слово учителя.
 Детство - вечный оплот сказки. Пока есть детство, сказка не погибнет. Дети не дают, погибнуть сказке - не только потому, что по природе обладают наивностью и верой в чудо, но и потому, что сами ежедневно творят сказку.
3)   Танец Пеппи (муз. М. Дунаевского).
Сцена из повести А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок».
4)   Приглашение к диалогу. В. Драгунский «Девочка на шаре». Слово о рассказе, чтение наизусть понравившегося отрывка.
Во­просы для диалога:
 а)   почему Дениске в цирке понравилась только девочка на шаре?
б)   почему папе и Дениске было так грустно в этот вечер? Папа хорошо понимает смысл этой потери: у каждого из нас была своя «девочка на шаре» - своя ускользнувшая мечта. Но он бессилен передать сыну свой нравственный опыт: сын еще не поймет. Дениска же видит огорчение отца, но истолковывает это огорчение по-своему.
Виктор Драгунский - добрый писатель. Даже нежный. Дра­гунский - писатель серьезный, потому что это очень серьезно: с детской готовностью к чуду открывать для себя радостный и таин­ственный мир, входить в него с нежным доверием и искренней­шей потребностью в добре.
5) Приглашение к участию в уроке 3 группы.
Есть святая страница внашей поэзии, дорогая и близкая лю­бому неочерствевшему сердцу, любой непотерявшейся душе, не забывшей и не отказавшейся от своих истоков.
Учитель читает стихотворение С. Есенина «Письмо к матери». Что может быть на свете священнее имени матери? Мать - жи­вая душа, большая судьба, предмет любви и вдохновения.
Ученица читает стихотворение Н. Рыленкова «Я помню руки матери моей».
Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пере­сохшим губам пригоршню земли, благодарно произносит: «Спаси­бо, кормилица-мать...»
Солдат, наткнувшийся на встречный осколок и упавший на землю, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу: «За Родину-мать!» Все самые дорогие святыни озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.
Ученики читают стихотворение А. Яшина «Молитва матери» и стихотворение С. Викулова «Пишите письма матерям».
Мать! С уважением и признательностью смотрим мы на челове­ка, до седых волос благоговейно произносящего имя матери и почтительно оберегающего ее старость, и презрением казним того, кто забыл о женщине, породившей и вырастившей его, и в горькую старческую ее пору отвернулся от нее, отказал в доброй памяти, куске или крове.
Чтение стихотворения Р. Гамзатова «Матери».
Благополучные люди, беззаботно купающиеся в своем счастье, редко поднимаются до понимания страданий ближнего, может быть, поэтому мать в нашей литературе, вдоволь хватившая лиха, чаще всего лицо сострадательное, способное понять и утешить обойденного, поддержать слабого и вселить веру в разочаровав­шегося. Именно поэтому все печальники и тянутся к ней с любой болью и жалобой, веря, что здесь поймут и разделят их горе.
Ученик читает стихотворение Я. Смелякова «Добра моя мать...»
Слово учителя.
Мужчины перед своими любимыми хотят выглядеть только му­жественными, только сильными, только несгибаемыми. Возможно, это и делает их мужчинами. И только перед родной матерью не боятся они обнажить свои слабости и неудачи, признаться в ошиб­ках и потерях, потому что, как бы далеко не ушли они в своем воз­расте и развитии, перед нею они и седые - все равно дети.
6) Чтение учителем и учениками отрывков из творческих работ, посвященных маме.
В финале урока прозвучала песня Б. Окуджавы «Не клонись-ка ты, головушка».
В заключение следует отметить, что реальные условия работы, возможности урока, интересы учителя и учащихся в современных условиях вызывают к жизни многообразие методических форм уроков, которые реализуются в системе названных типов уроков. Практика   работы учителей это подтверждает.