Разделы преподавателей

По факультетам

Материалы для самостоятельной работы студентов

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (3-Й КУРС, 5-Й И 6-Й СЕМЕСТРЫ)
 
 
Тема: И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
И. С. Тургенев в истории русской литературы. Жанровое раз­нообразие его творчества.
«Записки охотника» — «обвинительный акт крепостничеству» (А. И. Герцен).
Роман «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политичес­кой борьбы 60-х годов XIX в. Смысл названия романа, композиция. Базаров - демократ-разночинец. Философские, общественные, эсте­тические взгляды Базарова. Кирсановы. Павел Петрович Кирсанов как идейный антагонист Базарова. Аркадий Кирсанов. Отношение автора к героям романа. Д. И. Писарев о романе «Отцы и дети».
Теория литературы. Социально-историческая обусловленность тем, идей и образов художественного произведения.
Работа с книгой: выписки из статьи Д. И. Писарева «Ба­заров» или конспект отрывка из статьи «Реалисты». Основные тре­бования к конспекту: умение выделить главное, соблюдение логи­ческой связи, аккуратность записи.
Методические указания.
Начиная изучать творчество И. С. Тургенева, вспомните характеристику общественно-политичес­кой борьбы 60-х годов XIX в. Чуткий ко всему новому, писатель ставил именно те вопросы русской жизни, которые больше всего вол­новали передовых людей России того времени.
Роман «Отцы и дети», как и все романы Тургенева, был откли­ком на важные общественно-политические события. Столкновение идей разночинной интеллигенции (демократизма) с дворянским ли­берализмом - основной конфликт романа. Обратите внимание, что в романе очень много идейных споров, в основном между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.
Выясните, почему Тургенев не сумел до конца правильно нари­совать образ демократа-разночинца Базарова, как Тургенев отно­сится к своему герою, почему он показывает смерть Базарова в кон­це романа, с каких позиций подходит Тургенев к изображению рево­люционно-демократического движения.
Подробно познакомьтесь с художественными особенностями ро­мана. Обратите внимание на точные хронологические рамки дейст­вия в романе, на пейзаж в романе, а также на богатство и точность языка.
Вопросы для самопроверки.
1. Вспомните главные факты творческой биографии Тургенева. 2. Расскажите о причинах разрыва Тургенева с «Современником», используя в рассказе мате­риал второй главы учебника. 3. Расскажите о взаимоотношениях Тургенева с передовой молодежью в разные периоды его жизни и деятельности. 4. Как показаны крестьяне и помещики в «Записках охотника»? 5. В чем заключается основной конфликт романа «Отцы и дети»? В чем смысл заглавия романа? 6. Почему роман «Отцы и дети» вызвал и поныне вызывает горячие споры? 7. Прочитайте ста­тью Д. И. Писарева «Базаров». Объясните, почему критику был бли­зок образ Базарова (используйте раздел о Писареве из учебника). Согласны ли вы с трактовкой тургеневского героя, которую дает Писарев? 8. Найдите в романе суждения Базарова о науке, природе, искусстве и т. д. В чем был прав и в чем ошибался Базаров? Как можно объяснить причины его резких суждений? Какие из его афо­ризмов, по-вашему, не утратили и для нас своего значения? 9. Как раскрывается центральный конфликт романа в его композиции, в портретах, в речевых характеристиках персонажей? Какую роль в романе играет пейзаж?
 
 
Т е м а:    Н. Г. Чернышевский. «Что делать?» (главы по выбору преподавателя).
Жизнь-подвиг Н. Г. Чернышевского. Н. Г. Чернышевский - вождь революционной демократии, выдающийся писатель, публицист и критик. Связи Чернышевского с писателями братских народов (Чер­нышевский и Шевченко). Элементы эстетической теории Чернышев­ского.
Роман «Что делать?» (отдельные главы). Выражение идеалов русской революционной демократии в романе. «Новые люди». Рах­метов — «особенный человек», вождь революционных демократов. Общество будущего в изображении Чернышевского.
Теория литературы. Понятие о прекрасном в жизни и литера­туре.
Методические указания.
Биографию Н. Г. Чернышев­ского изучите подробно, особое внимание уделив его общественно-политической и революционной деятельности.
При изучении романа «Что делать?» помните, что автор явля­ется не только участником революционной борьбы 60-х годов XIX в., но и вождем революционных демократов. Обратите внимание на ис­торию создания романа. Уясните, что роман «Что делать?» - соци­ально-философский, социально-политический, революционный роман. В кем поставлены социально-философские проблемы: что делать, чтобы избавить народ от страдания? каким будет общество, во имя которого надо делать революцию? кто будет делать революцию? что из «светлого будущего» можно перенести в настоящее (некоторые формы организации труда, равноправие женщины, разрешение лич­ных конфликтов)?
Проследите, как в романе раскрывается образ «проницательного читателя». Докажите, что повествователь выступает как действующее лицо романа (лирические отступления повествователя, его разгово­ры с проницательным читателем).
Вопросы для самопроверки.
1. Что дало А. В. Луна­чарскому основание сказать: «Чернышевский - одна из прекрасней­ших по своей законченности и широте человеческих натур, которые когда-либо жили на свете»? 2. В чем значение диссертации Чернышев­ского для его времени? Что в ней актуально для наших дней? 3. Ка­ков смысл заглавия романа? Как автор и его любимые герои отве­чают на вопрос, поставленный в заглавии? 4. Чем отличаются «новые люди» от «лишних людей»? 5. Докажите, что Рахметов был «особен­ным человеком». 6. Какое значение имеет в романе образ «проница­тельного читателя»? 7. Что придает роману «Что делать?» публи­цистический характер?
 
Тема:   Н. А. Некрасов. Лирика «Кому на Руси жить хорошо».
Н. А. Некрасов - великий русский поэт-демократ. Творчество Некрасова - новый этап в развитии русской поэзии.
Лирика Н. А. Некрасова. Ее новаторский характер, основные мотивы. Гражданственность лирики Некрасова, ее народность. Идеал революционера-борца в лирике Некрасова. «Поэт и гражданин» (от­рывок), «Песня Еремушке», «Элегия», «Пускай нам говорит измен­чивая мода...», «Памяти Добролюбова».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Идейный замысел поэмы. Своеобразие   композиции и стиля.   Эпическая широта   изображения народной жизни. Проблема счастья в поэме. Образы правдоискателей и борцов за народное дело (Нагой, Гирин, Савелий). Образ русской крестьянки. Сатирическое изображение помещиков-крепостников. Осуждение покорности, раболепия, предательства. Легенда «О двух великих грешниках», ее идейное значение. Счастье народного заступ­ника Гриши Добросклонова. Вера Некрасова в могучие силы рус­ского народа и его светлое будущее.
Теория литературы. Понятие о народности литературы. Понятие о реалистической поэме.
Методические указания.
Знакомясь с жизнью итвор­чеством Некрасова, уясните, под влиянием каких идей формирова­лись его политические взгляды. Отметьте широкую общественную дея­тельность поэта в качестве редактора прогрессивных литературных журналов, вкоторых сотрудничали революционные демократы Бе­линский, Чернышевский, Добролюбов и другие предшественники рус­ских революционеров-марксистов.
Рассматривая творчество поэта, обратите внимание на основные темы, отраженные в его произведениях: положение крестьян до и после отмены крепостного права; жизнь городской бедноты; образы революционных борцов; общественное назначение поэта и поэзии. Раскройте содержание понятия «народность литературы» на примере поэзии Н. А. Некрасова.
Проследите по тексту поэмы «Кому на Руси жить хорошо», ка­кие вней изображены идейные споры, объясните их смысл и значе­ние для понимания замысла поэмы.
Вопросы для самопроверки.
1. Расскажите об основных фактах биографии Некрасова, повлиявших на формирование его мировоз­зрения. 2. На примере одного из стихотворений Некрасова покажи­те гражданственность его лирики. 3. Идеал человека в лирике Не­красова. 4. Расскажите о взглядах Некрасова на роль поэта и поэ­зии в общественной жизни. 5. Какие проблемы ставил Некрасов впоэме «Кому на Руси жить хорошо»? 6. В чем видят истинное сча­стье герои поэмы и ее автор? 7. Против кого направлена сатира Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо»? 8. Какое значе­ние имела поэма «Кому на Руси жить хорошо» в истории русского освободительного движения и в литературе?
 
РАЗДЕЛ   II. ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
Тема: М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки
М. Е. Салтыков-Щедрин — крупнейший сатирик. Революционно-демократические позиции писателя. Обличение им социальных и нрав­ственных пороков общества. Преемственные связи сатирического творчества Салтыкова-Щедрина с сатирой Гоголя и Фонвизина. Ис­пользование персонажей народной сказки и приемов иносказания. «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», «Карась-идеалист». Об­щественно-политическое значение сказок Салтыкова-Щедрина.
Теория литературы. Понятие о гротеске, «эзоповом языке».
Методические указания.
Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина охватывает 60-80-е годы прошлого столетия. В это время наряду с революционным подъемом усиливалась реакция (особенно после покушения на жизнь Александра II. В условиях постоянного преследования и запрещения революционный демократ Салтыков-Щедрин смело бичевал «известный порядок вещей» (так он называл самодержавный строй) и защищал интересы народа. Чтобы обойти цензуру, сатирик писал иносказательно: то переносил современную ему действительность в XVIII в. («История одного города»), то скрывал вершителей Произвола под именем фаворитки французского короля Людовика XV маркизы Помпадур (очерки «Помпадуры и помпадурши», то прибегал к жанру сказок.
Кроме сказок, рекомендуем прочитать роман «Господа Головлевы».
Изучайте тему «Салтыков-Щедрин» в следующем порядке: образ жизни и творчества, чтение и анализ сказок «Премудрый пескарь», «Карась идеалист», «Дикий помещик»; чтение глав из романа «Гос­пода Головлевы».
Изучая тему, подумайте, что такое сатира, какую роль она иг­рает в жизни нашего общества. Вспомните, какие современные са­тирические произведения вы знаете, сопоставьте их с произведения­ми Салтыкова-Щедрина и найдите, что в них общего.
Вопросы для самопроверки.
1. Какова идейная на­правленность сатиры Салтыкова-Щедрина? 2. Как продолжает и раз­вивает Салтыков-Щедрин традиции великих русских сатириков Фон­визина и Гоголя? 3. Какие приемы, характерные для народного твор­чества, использует Салтыков-Щедрин в своих сказках, например, всказке «Карась-идеалист»? 4. К каким приемам прибегает автор для заострения образа премудрого Пескаря? Каков политический смысл сказки «Премудрый пескарь»? 5. Почему царская цензура запрещала печатать сказки Салтыкова-Щедрина? 6. Раскройте понятие о гротес­ке и «эзоповом языке» на примерах из сказок Салтыкова-Щедрина.
 
 Тема: Л. Н. Толстой. «Война и мир».
 Л. Н. Толстой - величайший русский писатель-реалист. Идейные и творческие искания Толстого, его общественные, гражданские по­зиции. Реалистический показ войны, героизма ипатриотизма русских солдат в «Севастопольских рассказах».
Роман-эпопея «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Пол­нота изображения русской жизни. Героизм, патриотизм игуманизм русских людей как основа народного характера. Кутузов - великийнародный полководец. Осуждение эгоизма Наполеона, его стремле­ний к личной славе. Роль народа и личности в истории (по роману«Война и мир»). Картины жизни русского дворянства, изображение судеб героев в единстве с историческими событиями. Главные герои романа, их жизненные искания, глубокое раскрытие их внутренней жизни (Андрей Болконский и Пьер Безухов, Наташа Ростова и Марья Болконская). Критика петербургского высшего света. Слия­ние с жизнью народа - нравственный идеал Толстого.
Пореформенная Россия в романе «Анна Каренина», нравствен­ные проблемы в романе, отражение сложности мировоззрения Тол­стого впериод его перехода на позиции патриархального крестьянст­ва. (Краткий обзор.)
Роман «Воскресение» как высшее выражение критического реа­лизма Толстого. (Краткий обзор.)
Теория литературы. Понятие о романе-эпопее, развитие понятия онародности литературы.
Работа с книгой: составление конспекта статей Луи Арагона, Т.Манна, Р.Роллана и др. Различные формы конспекта: текстуальный, свободный, смешанный.
Методические указания.
По теме «Л. Н. Толстой» программой предусмотрено изучение биографии и творческого пути писателя иромана «Война и мир».
Эпоха, породившая творчество Л. Н. Толстого и отразившаяся в нем, определяется двумя поворотными этапами: с одной стороны, отменой крепостного права в1861 году и, с другой стороны, первой русской революцией 1905-1907 годов.
Чтобы правильно понять творческий путь Л. Н. Толстого, изучите биографию писателя, проследите, как, начиная с юношеских лет и первых литературных произведений, в сознании Толстого нара­стали противоречия, которые привели его к идейному кризису.
Перед тем как читать (или перечитывать) роман «Война имир», ознакомьтесь с основными проблемами жизни России первой четверти XIX века. Найдите противоречия во взглядах и произведениях Толстого и объясните их социальный смысл. Это имеет огромное значение для правильного понимания идейного содержания его произведений и значения Толстого, чье творчество знаменовало «шаг вперед в художественном развитии всего человечества».
Изучая творчество Л.Н.Толстого, обратите внимание на следующее: кричащие противо­речия в произведениях Толстого; сильные и слабые стороны его ми­ровоззрения; отражение в творчестве писателя психологии широких масс русского патриархального крестьянства в эпоху подготовки первой русской революции; освобождение пролетариата и крестьян­ства от исторического греха толстовщины под влиянием революции 1905 года.
Вспомните известные вам факты из био­графии писателя и такие его произведения, как рассказ «После ба­ла», романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение».
Если роман «Война и мир» раньше не был прочитан, читайте его непременно до анализа произведения по учебнику, вдумчиво, серь­езно. Сам Толстой был очень взыскательным читателем.
Не забывая конкретно-исторической обстановки, которая отра­жена в романе «Война и мир», необходимо хорошо разобраться в характерах героев, которые расширяют наше понимание человеческой психологии и освещают с новых сторон жизнь. Поэтому при чтении и сопутствующем ему предварительном анализе романа наряду с вопросом «что изображено?» неизменно ставьте вопросы «почему? зачем? хорошо или плохо?». Например, что самое ценное в характере Пьера Безухова? Почему симпатии автора на стороне Андрея Болконского? Хорошо или плохо поступает Наташа Ростова в истории с Анатолем Курагиным? Почему Толстой не любит Берга и Веру Ростову? и т. п.
Творчество Толстого как бы подытоживает все то, что было соз­дано писателями XIX в., последователями творческого метода крити­ческого реализма. Вот почему, читая «Войну и мир», ставьте обоб­щающие вопросы: какими художественными приемами автор добива­ется правдивости, ясности и типичности характера? из чего видно, что отношение героя к народу, Родине, войне является для Толсто­го основным в оценке человека?
Когда чтение романа будет завершено, обобщите свои впечатле­ния от прочитанного, ответив на несколько вопросов. Почему роман носит название «Война и мир»? На какие группы можно распределить всех действующих лиц? Кто из них показан так полно, что можно рассказать историю его жизни? Как отразилась война 1812 года на судьбе основных действующих лиц? Кому из них война помогла пра­вильно понять свой дальнейший жизненный путь?
Эту часть работы над романом желательно провести в виде не­большой совместной беседы нескольких студентов.
При чтении этой книги выделите основные темы повествования.
1) участие русских войск в борьбе с Наполеоном в 1805-1807 годах за границей; 2) героическая борьба русской армии и всего народа с полчищами Наполеона на территории нашей Родины; 3) изображение столичного дворянства (Курагины, Трубецкие, Шерер); 4) поместное дворянство (Ростовы, Болконские, Пьер Безухов).
Умелый анализ гарантирует хорошее знание текста произведе­ния. Разбор отдельных эпизодов романа можно вести по такому плану: а) основные действующие лица; б) что дает этот эпизод для раскрытия характеров главных героев и для их моральной оценки? в) что он дает для понимания общего смысла «Войны и мира»? г) ка­кими художественными приемами пользуется здесь автор? д) как проявляются в этом эпизоде ведущие черты критического реализма: правдивость, идейность, типичность, народность?
Этот общий план не исчерпывает всех вопросов, которые могут появиться при углубленном чтении какого-либо конкретного эпизода. В зависимости от содержания отрывка может меняться и «програм­ма» разбора.
Читая роман «Война и мир», выпишите имена основных персона­жей романа, разделив их на две   группы:   а) исторические   лица; б) вымышленные герои. Перескажите по 1-2 эпизода из каждого то­ма романа. Например, из первого тома: а) светский салон фрей­лины Анны Павловны Шерер; б) отец и сын Курагины в Лысых Го­рах; в) батарея капитана Тушина; г) Аустерлицкое сражение.
Из второго тома: а) занятия Пьера Безухова своим хозяй­ством;    б) жизнь и деятельность   Андрея Болконского в деревне;
в) первый бал Наташи Ростовой; г) охота в Отрадном;
Из третьего тома: а) бунт в селе Богучарове; б) артилле­ристы на редуте Раевского; в) Андрей Болконский на Бородинском поле; г) Кутузов в день Бородина; д) отъезд Ростовых из Москвы.
Из четвертого тома:   а) Безухов в плену у французов; б) Наполеон в Москве; в) партизанские отряды Денисова и Долохова; г) лазутчик Тихон Щербатый; д) спор Безухова и Николая Ростова о тайном обществе.
Вопросы для самопроверки. 
1. Расскажите об основ­ных этапах жизни и творчества Л. Н. Толстого. 2. Кратко охаракте­ризуйте повести «Детство», «Отрочество», «Юность», как отражается в них личность самого Л. Н. Толстого? 3. Как показывает Толстой войну в «Севастопольских рассказах»? 4. Как вы понимаете слова Л. Н. Толстого «В «Войне и мире» я любил мысль народную, вслед­ствие войны 1812 года»? б. Расскажите, как показывает Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» народ во время войны 1812 года: как вели себя жители Смоленска и Москвы при приближении французов? В чем заключается патриотизм смоленского купца Ферапонтова? В чем про­являлся патриотизм крестьянина Тихона Щербатова, крестьян Карпа и Власа и других представителей народа? Как проявляли свой про­тест против французов жители городов и деревень России? 6. Как в в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»   показан   образ народного полководца Кутузова (его внешний облик, взаимоотношения Кутузо­ва и народа) ? 7. В чем Наполеон противопоставлен Кутузову? 8. Как решает Толстой вопрос о роли народа и личности в истории? 9. Как охарактеризован в романе петербургский высший свет? 10. Раскройте образ Андрея Болконского: внешний облик, презрение к жизни свет­ского общества, деловитость, честность и глубокая внутренняя содер­жательность, патриотизм, стремление к общественно полезной дея­тельности. Основные этапы    поисков смысла в жизни: стремление найти смысл жизни в славе, в воспитании   сына, в государственной деятельности, в любви к Наташе Ростовой, в служении Родине и на­роду. 11. Какой путь идейных   исканий прошел Пьер Безухов и как раскрываются в романе основные черты его характера (ум, интерес к жизни, способность на глубокое и искреннее чувство любви и друж­бы, стремление найти смысл жизни в масонстве, в нравственном са­моусовершенствовании, в любви к Наташе Ростовой, в сближении с народом и служении Родине, в борьбе против самодержавия и кре­постничества)? 12. Раскройте образ Наташи Ростовой по этапам ее жизни (Наташа - подросток, Наташа - девушка, Наташа - мать и жена). Каковы взгляды Толстого на роль женщины в жизни общест­ва (по образам Наташи Ростовой и Марьи Болконской)? 13. Как от­разилось нарастание противоречий в мировоззрении Толстого в ро­манах «Анна Каренина» и «Воскресение»? 14. Какое произведение на­зывается романом-эпопеей?                                                            
 
Тема: А. П. Чехов. «Вишневый сад».
Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы XIX в. Творческий облик А. П. Чехова. Значение его творчества в истории русской литературы и театра.
«Ионыч». Трагедия гибели личности в мире пошлости. Компози­ция рассказа, значение художественной детали в произведениях Че­хова. «Вишневый сад». Художественное своеобразие пьес Чехова. Раздумье о Родине в пьесе «Вишневый сад». Основные образы и идейная направленность произведения.
Теория литературы. Развитие понятия о драматическом произве­дении, жанры драматических произведений.
Методические указания. Произведения Чехова необхо­димо рассматривать на фоне общественно-политической жизни Рос­сии двух последних десятилетий XZIX в. и начала XX в. Его творчество тесно связано с освободительным движением и идей­ными течениями времени: спадом борьбы революционного народни­чества, увлечением части интеллигенции толстовством.
В учебнике дана краткая биография Чехова. Чтобы познакомить­ся с жизнью писателя более подробно, прочитайте, например, книги В. В. Ермилова «А. П. Чехов» и К. И. Чуковского «Современники» (главу о Чехове). Они расскажут вам много нового о Чехове, о его нравственном облике как великого гражданина, писателя, гуманиста.
Рассказ «Ионыч» и пьеса «Вишневый сад» - это лучшие произве­дения, созданные Чеховым в расцвете творческих сил. Но наследие писателя велико. И чтобы глубже познать его, прочитайте упомяну­тые в учебнике рассказы и повести, посмотрите на сцене пьесы «Чай­ка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад».
Читая рассказ «Ионыч», сопоставьте его содержание и форму с известным уже вам сатирическим рассказом «Человек в футляре», чтобы установить то общее, что сближает Ионыча с Беликовым. Исследуя стиль Чехова, необходимо отметить идейную содержатель­ность «Ионыча», типичность образов, подвижность и сжатость ком­позиции, выразительность языка. Этим отличаются многие произве­дения писателя (например, «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев»). Кроме того, важно увидеть и другие приемы, свойст­венные сатирическому стилю: намеренное заострение образов, много­кратное подчеркивание смешного и пошлого, гиперболизацию, пере­ходящую в гротеск (в уродливо-смешное преувеличение). Как сатирик Чехов продолжает традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Так, опи­сание семейства Туркиных близко гоголевской сатирической манере, а портрет Ионыча, «пухлого и красного»,  напоминает гротеск Салты­кова-Щедрина.
Подумайте, как характер доктора Старцева раскрывается в его мыслях и поступках. Почему Старцев превратился в Ионыча?
Изучение «Вишневого сада» рекомендуется начать с истории соз­дания пьесы по воспоминаниям одного из основателей Московского художественного театра - замечательного актера и режиссера К. С. Станиславского. Об этом он рассказывает в книге «Моя жизнь в искусстве». (Отрывок о «Вишневом саде» вы найдете в приложении к изданию пьесы в серии «Библиотека школьника»). Затем необходимо получить представление о творческом содружестве Чехова с труппой МХАТа, о поисках драматургом новых художественных средств изо­бражения жизни на сцене.
Чтобы общественные позиции автора, тематика и идейная на­правленность «Вишневого сада» стали более понятны, прочитайте та­кие рассказы Чехова, как «В родном углу», «В усадьбе» и особенно «Невеста».
Чтение драматических произведений требует особого внимания, так как сюжет в них развивается напряженно; нет авторских описа­ний, а есть речи действующих лиц и лишь краткие ремарки, в кото­рые нужно вдумываться. Помня о том, что драма живет только на сцене, при чтении старайтесь мысленно представить себе персонажей пьесы (их внешность, характеры, интонации реплик, поступки) и ок­ружающую обстановку. После чтения прослушайте отрывки из спек­такля «Вишневый сад» в аудиозаписи, ответьте на вопросы:
1-е действие. 1. Что рассказывает Аня о парижской жизни своей матери? 2. В чем состоит проект спасения вишневого сада, предло­женный Лопахиным? Как относятся к его предложению Раневская и Гаев? 3. В каких сценах и как переданы сентиментальность и фразер­ство Гаева?
2-е действие. 1. Что нового мы узнаем о прошлом и настоящем Раневской? 2. Какие мысли высказывает Петя Трофимов о Лопахине, об интеллигенции, о настоящем и будущем России?
3-е действие. 1. В каких сценах и как раскрывается моральный облик Раневской? 2. Как решается судьба вишневого сада? Как реа­гируют на это событие Раневская, Гаев, Лопахин? Почему?
4-е действие. 1. Как раскрывается в конце пьесы будущее каждого из персонажей? 2. Каким образом пытается поправить свои дела по­мещик Симеонов-Пищик?
Вопросы для самопроверки.  
1. Дайте характеристику общественно-политической    жизни    России    80-90-х годов XIX в. Расскажите кратко о жизни   и   деятельности А. П, Чехова. 3. По рассказу «Ионыч» дайте характеристику семьи Туркиных. Какие чер­ты подмечает А. П. Чехов в каждом из членов этой семьи? 4. В чем заключается история морального падения доктора Старцева, каковы причины того, что из деятельного, полезного для общества человека Старцев превращается в стяжателя? 5. Каковы художественные осо­бенности рассказа «Ионыч»? 6. Почему одну из своих пьес А. П. Че­хов назвал «Вишневый сад»? В чем смысл названия? Каково ее зна­чение для наших дней? 7. Охарактеризуйте дворянство в пьесе «Виш­невый сад». Какой образ жизни вели и ведут Раневская, Гаев, Симеонов-Пищик, чем интересуются, на что живут, как стремятся спасти свое имение от разорения, как относятся к продаже имения? 8. Рас­кройте черты характера Лопахина как представителя буржуазии. Как смягчает образ Лопахина А. П. Чехов и какую роль в развития общества отводит ему (найдите высказывание Пети Трофимова о Лопахине)? 9. Какую роль в обществе играют Петя Трофимов и Аня, к чему они стремятся, какие пути намечают для достижения цели, какое влияние оказывает Петя Трофимов на молодежь? 10. Каковы художественные особенности пьесы «Вишневый сад» и драматургии А. П. Чехова? 11. Какую роль сыграло творчество Чехова в развитии русской литературы и театра?
 
Тема: Мировое значение русской классической литературы
Русская классическая литера­тура и ее связь с освободительным движением. Патриотизм, гуманизм, реализм и народность русской классической литературы. Критический реализм как творческий метод. Художественное богатство русской классической литературы. Ее мировое значение.
Теория литературы. Углубление понятия о критическом реализме.
Вопросы для самопроверки.
1. Покажите связь русской классической литературы с освободительным движени­ем. 2. Чем обогатила литература второго периода освободительной борьбы в России метод критического реализма?