Разделы преподавателей

По факультетам

Лекция№ 2

Лекция 2. Культурогенез. Гипотезы возникновения культуры.

                                                            План

1.Орудино-трудовая гипотеза.

2.Психоаналитическая концепция возникновения культуры.

3.Игровая теория зарождения культуры.

4.Символическая теория культурогенеза.

5.Синергетическая точка зрения на формирование культуры.

 

 

  1. Орудийно-тарудовая гипотеза

 

Основные идеи

Ведущие мыслители

Западная Европа, 1876 г.

  1.Глава «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» в работе «Диалектика природы». 

К.Маркс,

Ф.Энгельс

«Труд создал человека. Деятельность подразделяется на практическую, теоретическую и практически-духовную. Трудовая деятельность становится основой для возникновения морали, искусства, религии, науки. Ее развитие обуславливает разделение труда, появление семьи, государства, правовой и политической культуры».

 

 

                                                                  2.     Психоаналитическая концепция

 

Начало ХХ века

  1.Тотем и табу.

  2. Будущее одной иллюзии

3. Неудовлетворенность культурой

З.Фрейд,

 

С психоаналитической точки зрения исследует момент перехода от первобытного стада к человеческому обществу, используя понятия:

Промискуитет – стадные нерегламентированные половые отношения.

                                         Эндогамия – выбор брачных партнеров внутри стада.

                                          Экзогамия – выбор брачных партнеров вне данной группы.

                                 Тотем  («его род»)  - первопредок, символизирующий родство и единство данного рода.

                                          Табу – абсолютный запрет.

Первые два запрета (запрет на каннибализм и запрет на инцест) отделяют время стадной (звериной) жизни от культурной , т.е. упорядоченной жизни и знаменуют переход к человеческому обществу. Культура является средством обуздания животных инстинктов. В психике человека постоянно борются два начала – дикое и культурное, следствием чего является возникновение совести. Отражением неосознанности этой борьбы является понятие

«Эдипов комплекс», введенное З Фрейдом.

                                                              Т..о. культурогенез обусловлен системой запретов.

 

 

3.       Игровая теория зарождения культуры.

 

Начало ХХ века

Ведущие мыслители

 

 

  1.Homo Ludens («Человек играющий»)

 Й.Хейзинга,

Е.Финк

Г.Гадамер

 

 

Игра – формирующий элемент культуры. Прежде чем изменять окружающую среду, человек сделал это в своем воображении. Культура возникает и развертывается в игре как непредзаданная сакральная виртуальная самореализация. Экономика, политика, быт, нравы, искусство, религия – возведенные в рамки норм игровые модели поведения.

 

 

                                                                  4.     Символическая теория культурогенеза.

 

Начало ХХ века

  1.Философия символических форм.

 

Э.Кассирер

 

Человек – символическое животное. В следствии угасания инстинктов необходимо было научиться приспосабливаться к природе.  Главная задача человека – отражать в своем мышлении явления и процессы мира, т.е. создавать символы. Символические формы как бы надстраивались над инстинктами и развивали мышление.

Символизация есть создание культуры.

                                                                 

 

 

 

5.     Синергетическая точка зрения на формирование культуры.

 

Конец ХХ века

  1. Философия нестабильности

 

И.Пригожин,

Г.Хакен

 

 

С точки зрения синергетики образование человеческого общества есть скачкообразный процесс перехода от низко организованной системы – обезьяньего стада – к более высоко организованной системе – человеческому обществу. При таком подходе имеет место так называемый «системный эффект»: не изменение частей определяет свойства целого, а наоборот, изменение организации системы как целого ведет к появлению новых свойств у ее частей. Возникновение культуры есть такого рода «системный эффект»

 

 

 

Известны также другие теории возникновения культуры:

 

 

 

 

 

ИТОГ:

 

Генетические исследования показали, что нет непроходимой грани между животным и человеком, т.к. 99,9% ген у обезьяны и человека одинаковые. Главным отличием является гораздо большее число у человека транспортных РНК – переносящих информацию. Это ведет к большему разнообразию возникающих белковых структур. Возможно, в этом кроется тайна биологического отличия человека от животных.

 

                   ВЫВОД:

 

1.        Из биологической эволюции не вытекает неизбежность возвышения человека над животным миром

2.        Все теории предполагают решающую роль социального воздействия.

3.        Не изменения частностей ведут к изменению целого, а изменение организации системы ведет к появлению новых свойств в областях культуры.

 

                              Основные понятия:

 

Культура – нормативно- преемственное программирование поведения человека.

Культурогенез – процесс возникновения и становления культуры.

Труд – целесообразная деятельность, направленная на получение результата.

Сублимация (лат. «возвышение») – преобразование низменных инстинктов в высшие, творческие,

разрешенные обществом.

           «Эдипов комплекс» - совокупность психических процессов, возникающих в следствие влечения к

противоположному полу и враждебности к своему. Культура с этой точки зрения является

системой норм поддержания равновесия в обществе.

 

Литература:

 

1.        Культурология. Учебник для студентов технических вузов. Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М., 1998.

       2. Быстрова А.Н. Мир культуры (основы культурологи) Учебное пособие. – М., 2000

       3. Степанов Ю. Константы: словарь русской культуры. – М., «Академический Проект», 2001

       4. Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. – СПб, 2003

       5. Кармин А.С. Культурология. – СПб: изд. «Лань», 2003

       6. Пигалев А.П. Культурология: Учебник. – Вогоград, 1999